Источник нашего воскресения
Слово на литургии Великой Субботы
Бог прообразовал эту Субботу, когда почил в седьмой день после творения мира. И сейчас Бог, пришедый в мир, после того, как Он все совершил для создания нового творения, почил от трудов Своих.
После того как Христос окровавил Свои руки, на Кресте распятый, Он был положен в саду, во гробе новом, как говорит Писание. Все, что совершается с Господом, исполнено глубочайшего смысла. Он положен в саду — в таком месте, которое существует для отдохновения, для покоя, для созерцания и радости. Первый рай, погубленный человеком, тоже был садом. Само слово «рай» означает «сад». А где находится душа Господа? Она находится не в саду, а в аду — там, где нет ни покоя, ни радости.
Христос был положен в новом гробе, «в котором еще никто не был положен» (Ин. 19, 41). В обычае у иудеев было класть в гроб, иссеченный в скале, все новых и новых умерших. Он умер на Кресте с другими и Он жизнь Свою прошел с другими, но теперь Он проходит путем, которым никто не проходил до Него. Новый гроб назнаменует новый путь, открываемый Богом для нового творения, потому что Его Пречистое Тело — совершенная жертва, которую Он принес ради спасения мира. Никто не ходил этим путем, и Господь смертью Своей проходит его. То Божественное истощание, которое явилось в Его Рождестве, раскрывается теперь в полноте. Он один во всем человечестве хранит верность Богу и берет на Себя последствия неверности всех людей. Он умирает, как все, от потери Бога, и Он сходит во ад. Ад — это место, которое являет собой абсолютную обезбоженность. Он разоряет его и заполняет Собой, Своим светом, Своей любовью, Своей новой жизнью, для которой создан каждый человек.
Какая тайна жизни и смерти открывается нам! Тем, кто в молитве покаяния и хвалы приносит всего себя Богу, — Бог являет Себя. Тем, кто был во все эти дни с Церковью, со Христом, уже сейчас Бог показывает эту новую жизнь, которая торжествует там, где нет уже никакой жизни.
Жизнь Божия явилась такой живой среди смерти, что преодолела смерть. «Яко живоносец, яко рая краснейший воистину и чертога всякаго царского показася светлейший Христе гроб Твой». И мы можем сказать те же самые слова, обращаясь ко гробу каждого человека, смерть которого была во Христе. Потому что гроб Христов — источник нашего воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий