Ответ на письмо о Царе
Дорогой отец Александр! В последнее время, особенно с приближением скорбной даты — столетия убиения царской семьи — многие снова поднимают вопрос о восстановлении православной монархии в России. И даже уже предлагают для этого то одного, то другого кандидата. И необязательно из династии Романовых. Я знаю, что Вы в свое время писали статьи на данную тему. Если не ошибаюсь, совсем недавно, в майском номере «Русского Дома», Вы снова затронули этот вопрос. Поскольку вопрос этот немаловажный, не могли бы Вы еще раз обозначить самое существенное в нем? Есть ли какие-то реальные возможности осуществления этой идеи? И что более всего препятствует ей?
О.А. Портнова, г. Воронеж
Православная монархия — это замечательно. Но хочется снова и снова повторить: ее еще надо заслужить. Подлинная царская власть, власть помазанника Божия должна быть связана со Христом Царем. Хотя бы в самой малой степени — в устремленности к единству с Ним. И для более глубокого прояснения ее сути необходимо лучше увидеть то, что происходило с Самим Господом.
Вы помните, как в Евангелии Пилат задает Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» и хотели придти, нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 14—15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13). Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем перед римским прокуратором.
На этот вопрос Господь отвечает двояко — и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он — не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, — все это не про Него. Все это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царем является Христос и каково Его Царство.
Но мы слышим и утверждение: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос — Царь, потому что Он — носитель истины, потому что Он открывает истину, потому что Он — сама Истина. И Пилат спрашивает Его: «Что есть истина?» Господь не дает ему ответа, потому что Пилат не в состоянии понять. Он отказывается понять. Но для тех, кто хочет понять, будет дано Евангелие. От первой до последней строки оно изображает это Царство, которым запечатлена Личность Христа.
Это Царство состоит из любви. Оно — отражение и конкретное явление Отчей любви к людям. Глубокой, непоколебимо верной, бескорыстной любви. Это Царство состоит из служения. Царь Христос — Царь Слуга. Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги. Он первый встает на их защиту. Это Царство состоит из страдания. Царь Христос любит нас до страдания за нас. Он свидетельствует о истине Своей любви и о истине Своего Божественного Царства, вольно принимая страдания даже до Креста.
Царство Христово — Царство, дающее жизнь. Оно делает живыми тех, кто его ученики. Оно не делает никого хуже, но одаряет благородством тех, кто являются его подданными. Тот, Кто любит нас, и Кто избавил нас от наших грехов Своею Кровью, соделал нас царственным священством и священниками Бога Живого. И Откровение добавляет: «Ему слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1, 6—7). Будет плач в день, когда Царство Христово не будет более сокрыто, но воссияет славой Бога.
Восплачут все отвергавшие Христа, потому что Он не был тем Царем, каким они хотели Его видеть. И возрадуются все, кто уже на земле предощущал Его Царство и веровал Человеку, смиреннейшему среди смиренных, что Он воистину Сын Божий, Творец неба и земли, Спаситель человечества, Царь по образу Божию. Царь царей. Принадлежим ли мы к их числу? Понимаем ли мы, почему тропарь, прославляющий подвиг святого царя Николая II, заслужившего Небесное Царство, начинается словами: «Царства земнаго лишение»?
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий