Свет славы Божией
Слово на Успение Божией Матери
Сегодня святая Церковь приносит хвалу Божией Матери. Успение Ее Пречистого тела показывает, какой славой окружает Ее небо. Открывая превечное назначение человека, которого Бог сотворил не для греха и смерти, а для любви и света. В этот день Церковь созерцает тайну будущего века, которая присутствует всегда уже здесь на земле.
Мы помним из Писания, как Моисей после продолжительного общения с Богом, принял заповеди и весь Закон, и его лицо сияло таким светом, что израильтяне не могли смотреть на него. Свет, который отражало его лицо, был Божественным светом, являющим присутствие Божие. Для грешных людей было невыносимо видение его лица. Потому что грех и Бог не могут встретиться лицом к лицу друг с другом. Потому Моисей имел покрывало, в котором апостол Павел видит символ духовной слепоты израильского народа. И апостол говорит: если служение закона, которое вело к осуждению и смерти, «было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?» (2 Кор. 3, 7—8).
И святая Церковь говорит сегодня: если лицо Моисея, когда он принял простые слова, начертанные перстом Божиим, сияло так, что слава Божия покрывала его тело, насколько большая слава покрывала тело Пречистой, когда Она приняла в Свое чрево Превечное Слово, Сына Божия, восприявшего плоть от Ее плоти, освященную Духом Святым, в то время как сила Вышнего нашла на Нее и осенила все Ее естество. Какая слава охватила тело Приснодевы! Воистину, повторим еще раз слова апостола, если служение осуждению — смертоносным буквам, принятое Моисеем с Законом, сообщало славу, исполнявшую его тело Божественным светом, насколько больше служение духа и истины, дарованные Божией Матери, — схождением на Нее истинного Света и воплощением Сына Божия от Ее тела.
Насколько большее попечение Бог Отец, Сын Божий и Дух Святой являют о теле Божией Матери после Ее смерти! Это тело стало постоянным жилищем Духа Святого, оно познало полноту благодати. Сила Вышнего осенила его, и Слово Божие пребывало в нем до Своего человеческого рождения. Разумеется, нигде в Священном Писании не сказано, что тело Божией Матери сияло небесным светом. Но мы знаем, что Сам Христос избрал путь вольного истощания, сокрывая славу Своего Божества. Во время земной жизни Господа Его тело не излучало этот свет. Он был виден только на малое время в день Преображения. Однако Христос был светом мира, светом истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мир (Ин. 8, 12; 1, 9).
Слава Христа должна была быть сокрыта, и точно так же слава Божией Матери. С тем чтобы не умалилась вера во Христа, чтобы не упразднилось смирение Креста, и чтобы почитание Божией Матери не стало тем, что принадлежит одному Богу. Как смерть Моисея, смерть Божией Матери должна была быть сокровенной. Более того, когда она наступила, Церковь уже возвестила веру во Христа — Сына Божия, Бога истинна от Бога истинна, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. По причине этой сокровенности, ни в Евангелии, ни в Апостольских Посланиях ничего не говорится об Успении Божией Матери. И в течение первых трех веков радость Церкви об Успении Ее Пречистого тела сохранялась только тайным преданием. Подобало, чтобы прежде утвердилось в мире истинное почитание Воплощения Христова и Пресвятой Троицы.
Сам Бог позаботился о погребении тела Моисеева, сиявшего Божественным светом, и хранение его было вверено архангелу Михаилу. Поэтому мы не должны удивляться, что в час Успения Божией Матери Сам Христос пришел принять Ее Пресвятую душу и вознести ее на небо. А Ее Пречистое тело было предано архангелам Михаилу и Гавриилу со всем воинством и апостолам, и погребено в Гефсиманской веси — прежде чем оно воскреснет на третий день. От Благовещения до Успения, до того момента, когда его окружат архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, это тело исполнено величайшей Божественной славы.
В праздник Успения Божией Матери Церковь благоговейно созерцает жизнь будущего века. Божия Матерь приобщилась в полноте Воскресению Христову, общее воскресение предваряя. Свет этого воскресения уже присутствует в земной жизни святых. И путь Церкви — уготовление своих чад к последнему воскресению, молитвами Богородицы, через тайну Преображения. Не потому ли праздник Преображения Господня стоит в середине Успенского поста, простираясь почти на все его дни?
В Своей Пречистой плоти, которую Он воспринял от нас, Христос явил на Фаворской горе славу нашего тела как образ того, что будет с нами, когда завершится в полноте наше спасение. Отныне род человеческий и «вся тварь стенает и мучится», «и мы сами, имея начаток Духа, в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 22—23). Все творение, не только наше тело, говорят святые отцы, должно преобразиться. Одежды Христа «сделались блистающими» (Мк. 9, 3), белее снега, ясно свидетельствуя, что Христос — Свет мира, и что все творение станет совершенно новым в Нем.
Христос не перестает изливать Свой свет на тела и лица святых — от древности до наших дней. Семь знаменитых старцев видели, как преподобный Макарий Великий сиял небесным светом во тьме своей кельи. В час своей смерти преподобный Сисой собрал братию, и все были свидетелями, как лицо его просияло подобно солнцу, и этот свет увеличился, когда он испустил дух. Свет стал ослепительным как молния, и келья заполнилась благоуханием. Бог так прославил авву Памво, что было трудно смотреть ему в лицо из-за сияния, которое исходило от него. Нищий монах казался величественным, как царь на троне. Ученики преподобного Арсения случайно застали своего авву, молящимся в келье, когда все тело его было как бы охвачено огнем. Таким же видели преподобного Иосифа Великого с воздетыми руками на молитве: его пальцы пылали десятью огненными светильниками. Мы все знаем, как сияло лицо преподобного Сергия во время Божественной литургии, как преобразился преподобный Серафим на зимней русской поляне, каким внезапно увидел на исповеди своего духовника преподобный Силуан Афонский.
Это сияние святых, этот свет, которому хотя бы в самой малой степени сподобились прикоснуться некоторые из стоящих здесь, — продолжение Преображения Христова, через Пятидесятницу, ради уготовления нас предстательством Божией Матери к грядущему воскресению. Ради этой тайны обращен к каждому из нас призыв: «Прославьте Бога в телах ваших» (1 Кор. 6, 20). На горе Преображения апостол Петр от лица Церкви всех веков принес исповедание: «Господи, хорошо нам здесь быть». А теперь, как воспевает перед святою Плащаницею Церковь: «Петр со слезами вопияше: о, Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о, Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий