Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона. О принятии электронных карточек, печати антихриста и тайне числа 666
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляем всех с праздником — с завершением первой седмицы Великого Поста. Мы совершаем сегодня особый молебен святому великомученику Феодору Тирону, который входит в самую службу Божественной Литургии, и Святая Церковь говорит нам, что мы не одни совершаем этот Пост. Пост Христов — в память сорокадневного поста Спасителя, и Сам Господь, Божия Матерь и все святые участвуют в нем и дают нам силу победить врага.
Первая неделя Великого Поста называется Чистой и дает нам образ всего Поста, когда мы хотим достигнуть чистоты, с тем чтобы видеть Бога. Святой великомученик Феодор Тирон, память которого совершает сегодня Церковь, показывает нам пример хранения этой чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Так было при императоре Юлиане Отступнике, который ненавидел христиан и, желая осквернить их святыню — святой Пост, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью продукты на рынках Византии, с тем чтобы христиане, вкушая их, приобщались идолам. Но в сонном видении местному епископу явился святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Это было в Чистую неделю. Так небесное покровительство Феодора Тирона спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту.
Этот праздник говорит нам о том, что внешнее имеет значение. Казалось бы, что значит осквернение идоложертвенной кровью? Какое это имеет значение? Тем более, как говорит апостол Павел, идол в мире — ничто. «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4). Мы должны задуматься об этом сегодня.
Мы часто говорим о том, что соблюдение одного внешнего — главная опасность в Церкви. Внешняя видимость, соблюдение всего внешнего при внутренней пустоте, по слову святителя Феофана Затворника, приведет, в конце концов, к явлению «человека беззакония» в Церкви Христовой. Но и внешнее, оказывается, имеет очень большое значение. Святой Василий Великий в проповеди на память святого мученика Гордия говорит, что были такие христиане, которые считали, что внешнее настолько второстепенно, что им можно поступиться. И они уговаривали святого великомученика Гордия, зная глубину его веры: «Ты на словах отрекись от Христа, а в сердце своем скажи: «Господи, Ты же знаешь, что я люблю Тебя, что я от Тебя не отступаю». И Господь, Который смотрит не на слова, а видит глубину человеческого сердца, примет твое исповедание». Однако святой великомученик Гордий был тверд в вере и сказал: «Как может мой язык, сотворенный Господом, произнести отречение от Христа? Разве не сказал Господь: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37)?
Во времена царствования императора Декия вышел указ о том, чтобы христиане, если они хотят остаться в живых, являлись к органам власти с документом (с карточкой), на котором было бы написано, что они освобождаются от преследований. Как можно было получить эту карточку? Для этого не надо было на словах отрекаться от Христа, а только поклониться идолу — признать существование идола, положив несколько зернышек ладана перед статуей императора: воздать ему божеские почести. Но были в то время такие христиане, которые не кланялись идолу и не отрекались от Христа, а просто покупали такие карточки за деньги и приносили их в префектуру, показывая, что освобождаются от преследований. И Церковь осудила их как отступников от веры Христовой.
Вот какое значение имеет все внешнее. Пренебрежение внешним может достигать очень больших, просто-таки сатанинских глубин. Святой апостол Иоанн Богослов пишет об этом в своем Откровении и в Посланиях: о тех людях, которые будут считать все внешнее настолько ничего не значащим, что будут позволять себе жить свободно, как угодно, попирая все заповеди, — как свободные люди, не ограничивающие себя ничем. Они будут говорить: «Мы настолько люди духовные и настолько близки к Богу, что все внешнее не имеет для нас никакого значения. Ничто внешнее не может нас осквернить. Как солнце не оскверняется от какой-либо грязи, как золото остается золотом, так и подлинно духовные люди не оскверняются от своих грехов». Это лжеучение — предтеча антихриста, как говорит апостол Иоанн Богослов. Оно еще покажет (и показывает уже в наши времена), что значит, когда в мире, где отменяются все нравственные и религиозные запреты, появляется духовность, соединяющаяся с этой ложью и пренебрегающая абсолютно всем внешним до такого предела.
Но сегодня хотелось бы сказать о другом. О том, что христиане, которые получили от святого великомученика Феодора Тирона предупреждение о грозящей им опасности, не только сохранили чистоту своего сердца, но явили и великую рассудительность. На пример великомученика Феодора Тирона показывают те, кто говорят о новой опасности сегодня, грозящей Церкви. Об опасности, о которой в Православной Церкви в течение уже десяти лет идут жаркие богословские споры: о принятии электронных карточек и о числе 666. Вы слышали, наверное, о том, что еще более двадцати лет назад в Брюсселе был создан некий сверхмощный компьютер, который назвали апокалиптическим именем «Зверь». Через компьютерную сеть, использующую для кодирования число 666 и охватывающую практически все страны мира, он содержит информацию о каждом человеке, имеющем свой кодовый номер. И поскольку мы живем в такие времена, когда декларация абсолютной свободы человека на наших глазах превращается уже в абсолютное рабство, именно эта система как раз и является очень ярким, точным показателем того, как «свобода» может превратиться в абсолютное рабство антихристу. Это своего рода всемирное КГБ, которое имеет досье почти на каждого человека. «Зверь» владеет информацией на всех людей, живущих в странах, входящих в эту компьютерную сеть, и учитывает все, что с вами происходило и происходит.
Многие богословы, и даже известные старцы, говорят, что наступит время (и наступило уже), когда слова Апокалипсиса о том, что человеку будет поставлена печать антихриста на лбу и на правой руке, так что никто не сможет ничего ни продавать, ни покупать, если не будет иметь этой печати, — уже исполняются. Поэтому, кто хочет остаться верным Христу, говорят нам эти люди, не должен принимать карточку со штрих-кодом, которая раздается сейчас во всех странах.
Штрих-код — это временный этап, потому что враг знает, как более точно, более надежно установить контроль над всеми людьми. Можно устроить, представьте, какую-нибудь провокацию, объявив, например, по телевидению, что такой-то человек выкрал у другого его карточку, с помощью которой похитил с его банковского счета большие суммы (и таких случаев действительно много). Подобная провокация может дать основание для принятия решения: ради безопасности всех граждан той или иной страны отменить пластиковые карточки и ввести контроль за информацией о человеке нанесением ему прямо на руку кода с помощью лазерных лучей. Эксперименты такого рода проводятся уже сейчас. В Америке немало людей приняли уже на свою руку лазерные лучи с индивидуальным кодовым номером, так что такую «карточку» уже никто никогда не потеряет и не спутает ни с какой другой.
Это — реальность, в которой мы живем сегодня, учитывая ту духовную ситуацию, когда действительно уже создается атмосфера, благоприятная для появления «человека беззакония». И в связи с этим мы слышим сегодня призыв: не принимать христианам пластиковые карточки и подобные им «знаки антихристовой печати». Призыв не просто от каких-то отдельных людей, выражающих свое частное мнение, но — звучат авторитетные голоса. Один очень почитаемый афонский старец Паисий издал книгу, посвященную этой теме, которая сразу же стала бестселлером и переведена на десятки языков в мире. Старец предупреждает о том, какая опасность угрожает сегодня всем христианам, и говорит, что тот, кто хочет сохранить верность Христу, не должен принимать и карточку, и эти знаки. Мы знаем, что в Греции игумены двадцати обителей Святой Горы Афон обратились к правительству Греции, чтобы оно воспрепятствовало присвоению этой православной стране кодового знака с регистрационным номером 666, как входящей в ЕЭС. Заявления старцев о принятии пластиковых карточек были и в Почаеве, и в Троице-Сергиевой Лавре. То есть эта точка зрения кажется уже бесспорной.
И здесь мы должны быть очень внимательными. С одной стороны, нельзя проявлять легкомыслие по отношению ко всему этому и рассуждать так, как говорят некоторые люди: «Да какое это имеет значение? Я приму этот знак, эту карточку и тут же перекрещу ее крестом. Или приму этот знак на лоб и тут же осеню себя крестным знамением». Можно ли освятить зло? Можно ли освятить грех? Хотя мы видим, что в наше время это, к сожалению, происходит: освящают какие-то офисы, банки, редакции газет, пропагандирующих разврат… Некоторые готовы, кажется, всё освящать, и здесь раскрывается особый план беззакония в смешении святыни с нечестием, и происходит осквернение святыни. Такого легкомыслия, конечно, не должно быть ни у кого.
Но с другой стороны, мы должны проявлять ту рассудительность, без которой рискуем подвергнуть себя опасности уже другого рода. Богословы, которые говорят о непринятии карточек, показывают на пример святого великомученика Феодора Тирона и ссылаются на Постановления Апостольского Собора, состоявшегося в 70 году, о том, чтобы христиане воздерживались от идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови. И здесь мы должны услышать слово апостола Павла о том, что «идол в мире ничто». Этот вопрос был очень существенным для первых христиан, потому что они покупали продукты на рынках не только постом, но и в обычное время, а мясо, которое там продавалось, приносилось в жертву идолам. Могли ли христиане принимать эту пищу? Апостол Павел говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 25-26). Как понимать эти слова? Что, они означают благословение принимать идоложертвенное? «Но, — говорит апостол Павел, — если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 28). То есть, если кто-нибудь скажет вам, что это идоложертвенное, тогда вы должны воздержаться, потому что вы уже сознательно участвуете в том, что является идоложертвенным.
Почему христиане, предупрежденные святым великомучеником Феодором Тироном, не принимали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью? Потому, что намеренно, сознательно Юлиан Отступник (отступник от веры Христовой) хотел поругаться над христианами, посмеяться над их верою, и потому, что Церковь Святая, зная это, предупредила христиан. Значит, они знали о том, что происходит осквернение их святыни, и не могли уже рассуждать и есть «без всякого исследования». Не могли рассуждать, подобно тем старцам, как мы читаем в Отечнике, которые в простоте своей, когда им предлагали за трапезой вкусить мясо, вкушали его, а когда им говорили: «Что же вы делаете, какой пример братии подаете!» — они отвечали: «Мы думали, что это овощи, но раз вы говорите, что это мясо, то мы не будем вкушать». Точно такое же духовное значение имеет все идоложертвенное: только тогда, когда обозначено, что это есть принесение жертвы идолу, христианин не может принимать его, не отвергаясь Христа.
Что такое число 666? Представьте, что идет какая-то перепись, допустим, в школе, в приходе… — где угодно. В любой переписи существуют определенные порядковые номера, и ваше число — 666. Что же, вы скажете: «Нет, я не могу этого числа принять»? Но это — обычное, простое число. Есть, конечно, люди, которые суеверно относятся к числам. В Англии, например — целая страна! — число 13 опускается из порядковых номеров домов. На улице нет такого дома, у которого был бы номер с числом 13. И это есть суеверие. Точно так же число 666, само по себе, есть число обычное, «человеческое». Как говорит Писание: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18).
То есть прежде всего это есть число человеческое, такое же, как всякое другое число. Если вы встретите в Библии 666-ю страницу, вы же не будете ее вырывать, эта страница такая же, как любая другая страница. Значит, само по себе это число еще ничего не значит. Только тогда, когда оно наполняется духовным содержанием принесения жертвы идолу, как отступничества от Христа, оно становится таковым.
Блаженный Августин говорит, что число «шесть» является числом совершенства, ибо Бог сотворил мир в течение шести дней, и мир был совершенный. И только на седьмой день Бог освятил этот мир, так что он обретает свое назначение только тогда, когда освящен Богом. Самая главная опасность, которая существует в мире — это стремление к совершенству без Бога, и тройное самосовершенство — будь то личность человека, будь то сама Церковь Христова или человеческое общество — есть число 666. Это число не может быть внешне обозначено. Выбор добра и зла осуществляется всегда в свободе. Только то, что делается свободно и сознательно, имеет значение. Невозможно, чтобы просто одно число, само по себе, имело такое мистическое значение.
Что сказать о людях, которые создали сверхмощный компьютер с апокалиптическим названием «Зверь» и предлагают нам принять электронные карточки, использующие штрих-код с числом 666? Является ли участие в принятии таких карточек нашим отступничеством уже от Христа? Мы должны увидеть, что только тогда, когда это будет связано с отречением от Христа: словом ли или каким-то действием (то есть свободным принятием антихриста); только тогда, когда христианин отречется от знамения своего Крещения, в таинстве которого он трижды отрекался «сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и вся гордыни его» и трижды сочетавался Христу; только тогда, когда он отречется от печати дара Духа Святаго, принятой на лоб и на руку в миропомазании, — число 666 действительно станет для него губительным. Оно и сейчас не является безопасным постольку, поскольку идет уже бесовская игра со словом «зверь». Но до тех пор, пока нам не объявлено, что именно такое отречение от Христа предполагает принятие нами карточки с числом 666, мы должны видеть разницу между пропастью и стоянием у самой пропасти.
Мощная современная техника и стремительное развитие беззакония в мире действительно подвели нас уже к краю этой пропасти, но это не есть еще сама пропасть. Это такая же разница, как разница между жизнью и смертью: между тем и другим расстояние — всего один шаг. Но сделать этот шаг раньше времени — значит погубить себя и других людей. Призвать других людей раньше времени сделать этот выбор — значит призвать их к исповедничеству и мученичеству: любою ценою не принять эту карточку. И, значит, допустить ту духовную слепоту, которая ведет к утрате самого важного — рассудительности. Святой Афанасий Великий говорит нам, что самое главное в богословии и в духовной жизни — именно чувство равновесия, с тем чтобы не уклониться ни вправо, ни влево и не потерять почву под ногами; и чтобы не было тревоги, не было паники, не было растерянности, то есть: не было жертвенности там, где она не требуется. Дай Бог, чтобы мы понимали, что и самые духоносные старцы могут иногда ошибаться. Не должно быть у нас слепого довлеющего авторитета. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки». А преподобный Силуан Афонский, приводя эти слова, говорит: «Ошибки могут быть трагическими». Это говорят о себе святые люди, которые для нас являются абсолютными авторитетами.
Наступают времена больших испытаний для Церкви во всех отношениях: и внешних, и внутренних духовных, поэтому рассудительность, как говорят святые отцы, должна явиться для нас главным духовным даром, ибо, не имея рассудительности, при всех прочих дарованиях мы можем направить и свое благородство, и всю свою силу не туда, куда нужно.
Будем молить Господа о том, чтобы Он дал нам чистоту сердца, и мы сохранили ее (как те люди, которые не осквернили своего поста), с тем чтобы видеть Бога. И чтобы по милости Божией, по дару Церкви, которая имеет ум Христов, мы обрели спасительную рассудительность и слышали слово Господне: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4). Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
26 февраля 1999 года
Добавить комментарий