Почему Господь доверил нам эту молитву?
Слово в Неделю 7 по Пасхе
Мы должны принять в наши сердца первые слова молитвы Иисуса Христа. Это молитва Его часа, часа Его Креста и Его Воскресения, которая наполняет всю историю человечества. Это Его Первосвященническая молитва приношения и заступничества, которую Он не перестает приносить Своему Отцу после Вознесения, и через эту молитву Дух Святой действует в Церкви за каждой литургией.
Но почему Господь доверил нам эту молитву? Последние слова, которые мы слышим в ней, открывают одну из причин: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 11—13). Имеем ли мы эту радость о истине, стремимся ли ее обрести? Но как может она пребывать в нас, если мы прежде c изумлением не узнаем, что речь идет о Его радости? Какова эта таинственная радость Господа в час, когда Он вольно входит в глубины человеческого греха и нашей смерти?
Это поистине человеческая радость Сына Божия, и потому Он может разделить ее с нами в нашем человечестве. И это также неисследимая Божественная радость Отца Небесного, которая Духом Святым изливается в человечестве Его Возлюбленного Сына, радость, которую воспели ангелы в ночь Его Рождества и которая дается всякому творению в утро Его Воскресения. И когда Единородный Сын переходит из этого мира к Тому, Кто послал Его в этот мир, сколь радостно Его восклицание: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 13). Эту радость, бесконечно Божественную и совершенно человеческую Господь многократно переживал в земной жизни под действием Святого Духа (Лк. 10, 21), но когда Его час пришел, и отныне этот наш час — и от полноты Его радости «все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1, 16).
Но как радость Господня может вселиться в нас, в то время как мы жертвы, а иногда и пособники стольких страданий и несправедливости в этом мире? Радость Спасителя — в том, что Он берет на Себя все несчастья мира. В час Своего Креста и Своего Воскресения Он принял их, сделал их Своими, чтобы избавить нас от них. Потому что Его радость — это мы, это то, что Он любит нас, каждого единственным образом, и это Его власть давать нам жизнь. Его радость — радость Милосердного Самарянина, Который возвращает жизнь смертельно раненому людьми человеку. Если мы веруем в Его любовь, нам дается Его радость, и она может преобразить то, от чего мы страдаем. Всякое страдание бессмысленно, но если мы переносим его со Христом — ибо оно в самом деле Его, — Его любовь охватывает нас и Его радость становится нашей: с Ним мы можем давать жизнь, любить других людей, как Он возлюбил нас.
Чтобы мы так могли разделить с Ним Его радость, надо было, чтобы Он пострадал за нас и вкусил нашу смерть (Евр. 2, 8—9). Но если бы Христос не был человеком, Он не мог бы нас спасти от греха и от смерти. Только Бог Живой может победить смерть, только любовь преодолеть разрыв, созданный грехом между нами и Богом. Радостная новизна Христа — в том, что Сын Божий стал человеком, чтобы человек мог стать «причастником Божеского естества» (2 Петр. 1, 4). Эту в основе всей нашей жизни лежащую веру апостолов, утвердил и провозгласил I Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 325 году: Христос — Сын Божий. Он имеет ту же Божественную природу, что и Отец Небесный.
После Своего Вознесения Христос не оставил нас, но пребывая всегда с нами, Он дает нам жизнь, которую воспринимает от Отца. Мы идем путем веры, ибо «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 3).
Соединяясь с Ним, будем непрестанно просить нашего Отца Небесного об излиянии на нас (и на всех еще не познавших истины или отступивших от нее) Своего Духа, жизни Подателя. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна», — говорит Христос (Ин. 16, 24).
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий