Рождество Иоанна Предтечи
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы радостно празднуем вместе с праведными Захарией и Елизаветой, и всею Церковью день рождения младенца, предназначенного к исключительному служению Богу и людям. О Захарии и Елизавете в Евангелии сказано, что у них не было детей, и они были уже в летах преклонных. За этими краткими словами — великое страдание. В Ветхом Завете рождение ребенка было Божиим благословением. Более того, все иудеи надеялись стать отцом или матерью чаемого Мессии. Захария и Елизавета были благочестивы. И они знали примеры бесплодного супружества в Священной истории: прежде всего Авраама и Сарры, родителей Исаака, а также Елканы и Анны, родителей Самуила. Елизавета должна была узнать себя в страданиях Анны. «Что ты плачешь? И отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» — говорил ей любящий супруг. Но Анна была безутешна: «Господи, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и дашь мне дитя, то я отдам его Тебе на все дни жизни его» (1 Цар. 1, 11). Бог вспомнил о ней, и она зачала сына. Такая же молитва не раз, наверное, исходила из уст Захарии и Елизаветы, но, как в случае с Авраамом, Бог, казалось, не слышал их. Бог никогда не спешит. Проходили годы, и надежда их ослабевала. До дня, когда Захария совершал торжественное служение в Храме, и ему явился один из начальников небесного воинства, сугубым образом участвующий в истории человечества — архангел Гавриил. «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Так Елизавета узнала радость держать на руках сына. Родители, друзья и соседи, которые собрались в этот день в ее доме, исполнились радости и страха от этого рождения.
Святой Иоанн Предтеча — дитя от Бога, дар Божий, нечаянная радость, обретенная сверх надежды и ожидания. Сознаем ли мы, что всякий ребенок — дар Божий? Благодарим ли Бога за детей, которых Он нам дал? Для всех ли сегодня рождение ребенка — источник ожидания и радости? Прежде чем доставить нам утомление и заботы, новорожденный младенец — весь улыбка. Прежде чем стать трудной обязанностью, он просиявает для нас лучом, открывающим смысл жизни. И первый крик его при появлении на свет — молитва. Насколько желанным является сегодня рождение ребенка для большинства людей? Не слишком ли многие переживают его приход почти как несчастье? Не является ли он помехой — тем, кто разрушает все наши планы? Не в нашей ли стране сегодня без конца говорят о небывалой демографической катастрофе? Каждый день мы переживаем невосполнимые утраты. Не нужны никакие войны, все идет как бы само собой, и слишком многие участвуют в этой кровопролитнейшей войне против собственного народа. Не трудно предсказать будущее страны, прирост населения которой непрестанно сокращается. Никакая нищета не может быть оправданием убийства еще не рожденных детей. Разве в Китае, в Африке, в Азии или в Закавказье живут намного богаче? Сколько молодых пар откладывают рождение ребенка на неопределенное будущее, чтобы было у них время пожить в свое удовольствие. Пока где-нибудь годам к сорока не увидят, как страшно не достает им в их позолоченной клетке пения этих птенцов, одним своим присутствием непрестанно славящих жизнь. Сколь многие сегодня сознательно отказываются от брака, чтобы избежать ответственности за семью. Средства массовой информации ведут настойчивую пропаганду свободного сожительства и случайных связей — вместо брака. Хотя каждому ясно, что разрушение семьи — разрушение самой жизни. Одной из величайших трагедий для народа, для человечества является утрата понимания важности и величия рождения ребенка. Дети — благословение небес, дарованное земле. Может ли быть большая радость для семьи и для всего общества? Дети — земные ангелы Церкви.
Что же происходит в доме Захарии и Елизаветы? Как только Елизавета родила, встал вопрос — каким именем назвать младенца. Все советуют назвать его Захарией, по отцу. Кажется, Захарии это должно было быть приятно. Но, несмотря на свою немоту, он отвергает это имя. С твердостью он просит дать ему дощечку, чтобы написать на ней имя, данное Ангелом — Иоанн. И тогда Господь возвращает ему дар слова. Иоанн на древнееврейском значит «Божие благоволение, Божия благодать». Мы знаем, что в Ветхом Завете наречение имени было исполнено глубокого смысла. Бог изменил имя «Аврам» на «Авраам», что означает «отец множества», имя «Иаков» на «Израиль», то есть «сильный против Бога». Он дал Своему Сыну имя «Иисус» — «Спаситель». И не без причины сын Захарии получил имя «Божия благодать». Он — благодать для своих родителей, ибо Бог явил благоволение к их молитвам. Но он прежде всего тот, чье имя открывает, что приходит время, когда Бог явит благодать Своему народу. Сроки ожидания Мессии исполнились, и теперь Он осуществляет превечный замысел Воплощения. Имя Иоанн дает возможность тем, кто постигает его значение, понять, что Бог начинает говорить, и спасение приблизилось. Получая имя, Иоанн ясно призывается Богом для исключительного служения. Захария уже узнал об этом от Архангела. Он будет пророком, подобным Илии, оставившим столь глубокий след в памяти богоизбранного народа. Он будет Крестителем, который «возвратит сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников». Он будет Предтечей, «дабы представить Господу народ приготовленный». И он будет тем малым светом, который приведет к видению «Света истинного, просвещающего всякого человека, приходящего в мир».
Подобно Иоанну Предтече, мы получили при крещении святое имя. Имя христианина. И наше призвание — в том, чтобы следовать за Господом, Который показал нам самый прекрасный человеческий путь на земле. В очах Божиих мы, христиане, — особые существа в мире. У каждого из нас свое служение и свое предназначение. Замысел Божий о нас не исполняется автоматически, но Господь оставляет нам нашу свободу. В этом смысле, наше имя может быть приглашением следовать по предназначенному нам пути, подобно тому, как Иоанн последовал по своему. Александр — ты будешь «защитник людей», Дария — ты «побеждающая», Евфросиния — ты «радость», Андрей — ты «мужественный». Как бы то ни было, мы должны исполнить свое призвание, и помочь нашим детям увидеть и осуществить замысел Божий о них. Будем внимательны к тому, чтобы не направить их по пути, который не их путь.
Праздник Рождества святого Иоанна Предтечи — по старому стилю 24 июня — один из самых длинных дней года, вершина лета, хотя дни уже начинают идти на убыль. Иоанн — переход между двумя Заветами. Взоры многих устремлены на него, но он направляет всех ко Христу. Потому что он призван также умаляться, с тем, чтобы истинный свет — Христос — воссиял ровно через шесть месяцев после его рождения, и стал расти, подобно тому, как растут дни после самых длинных зимних ночей. Надо, чтобы каждый из нас, какое бы имя он ни носил, мог сказать сегодня со святым Иоанном Предтечей: «Мне должно умаляться, чтобы Христос мог расти во мне». Аминь.
Всенощное бдение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святой Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения — день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете — у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство — благословение Божие и единственное подлинное богатство.
И далее в Евангелии сказано: «и услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира — временно, преходяще. То, что дается человеку, — с самого начала, когда он приходит в мир, — это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.
«И хотели назвать его по имени отца его — Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном». В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. Все имена, звучащие в этом месте Евангелия, — с особым смыслом. Захария означает «память Господня» или «Бог вспомнил», Елизавета означает «почитающая Бога» или «обещание Божие», Иоанн — «Божия благодать» или «Божие благословение». Каждый из этих людей носит имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас — не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаем ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать ее нам, и она отмечена вечной любовью? «Мир бессмыслен», — говорят безбожники-материалисты. «Мир идет к блаженству Самого Бога», — говорят христиане.
И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Поистине, все в рождении Предтечи — новизна. Оставляются прежние обычаи, как бы ни были они почитаемы. Начинается новое время. И это кажется странным тем, кто замкнут на одном только Ветхом Завете. Скоро явится Церковь Нового Завета, и юность ее будет всегда свидетельствуема Духом Святым, часто опрокидывающим слишком мудрые человеческие замыслы. Поистине, имя его — Иоанн, «Божия благодать». Точно так же мы увидим позднее, как «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10, 45).
«И спрашивали знаками у отца, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку, и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Первые слова, которые произносят немые уста, — хвала Богу. Ныне новое время, время спасения. Этим рождением разрешается язык, и дух обретает свободу, делаясь способным возвещать чудеса Божии. Послушайте эту песнь действия благодати: «Благословен Господь Бог… Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он воздвиг рог спасения нам, Он спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими. Он даст небоязненно, по избавлению от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей». Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! Как должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей. «И ты, отроча, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа — приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их». Бог начинает творить милость, открывать благодать. Тот, кто не хотел верить в невозможное, видит себя прощенным и исцеленным. Ибо нет невозможного для Бога.
«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской». Этот страх — может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мир. Этот страх может быть побежден только страхом в библейском смысле — страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи. Сокровенные замыслы Божии неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие — только то, что поддается плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого бесконечной тайной Бога.
«Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец — никто не знал этого. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведет в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь!
Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом». Слово Божие, видя все наперед, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни — не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь — это значит не исполнить волю Божию. Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом! Аминь.
Божественная литургия
протоиерей Александр Шаргунов
7 июля 2005 года
Добавить комментарий