«Какова же тьма?»

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали Евангелие, где Господь говорит всем нам хорошо известные слова: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Он говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение — око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так внутреннее наше духовное зрение определяет все.

Все в нашей жизни зависит от того, какое у нас око, то есть куда мы смотрим и какие цели имеем. Если мы устремляемся к чистоте, к добру, то, естественно, и поступки наши будут добрыми и чистыми, вся жизнь наша будет светлой, и светлым станет наше тело. Если же наше внутреннее око — лукавое, злое и похотливое сердце — устремлено к злу, к развращенности, к приобретению богатства и славы на земле, то, соответственно, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека.

Омертвение и потемнение жизни происходит именно по той причине, что человек не туда глядит. Это произошло, как мы знаем, со всем человеческим родом. Это происходит и сегодня, и раскрывается на все большей глубине. Единственным светом, чистотой и добром, к которому должен устремляться человек, если он хочет обрести свое око светлым, если хочет, чтобы свет в нем не стал тьмой, является Сам Христос — Свет мира.

«Если око твое будет чисто, — говорит Христос, — то все тело твое будет светло». Вся Церковь светлая, потому что око Церкви — Христос. Вся Церковь сияет светом от ее святых. Апостол Павел обращается ко всем христианам, называя их святыми, поскольку этот свет нам принадлежит, и весь наш путь в Церкви Христовой — через мрак этого мира к преодолению той помраченности, которая в нас есть, светом благодати Христовой.

От нас требуется только одно — чтобы мы были в Церкви. Чтобы крещение света, которое мы приняли от Бога, оказалось нам не в суд и во осуждение, а в радость, в свет жизни вечной. Для этого требуется целостность жизни. Христос не говорит, что мы не должны смотреть одновременно туда, где свет, и туда, где мрак. Он говорит, что мы не можем этого делать, потому что не можем одновременно служить двум господам — Богу и ценностям мира сего, на которых мы хотим строить свою как будто прочную жизнь. Как говорит преподобный Исаия, человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз. Не то что «не должен», но «не может», потому что это противоестественно. Он не может быть устремленным к небесам и одновременно к земле.

Есть самое печальное в противоестественном состоянии человека после его отпадения от Бога — когда он теряет единственный подлинный свет, который остался в нем после отпадения, — способность различать добро и зло, истину и ложь. И способность предпочитать лучшее худшему, устремляться к добру, отвергая зло.

Сегодня тьма сгущается так, что человек уже в самом себе не отличает добро от зла и утрачивает способность предпочитать добро злу. Если этот свет в человеке — тьма, говорит Христос, то какова же тьма? В какой страшной тьме пребывает душа человека, душа народа, душа человечества, когда происходит исполнение этого пророчества Христова в мире! Святитель Николай (Велимирович) говорит, что эти слова относятся не только к внутреннему миру человека, но также и к людям, которые имеют особенное служение от Господа, — то есть к родителям, учителям, руководителям государства, к священникам Церкви Божией. Если те, кто идет впереди других людей по своему призванию, не видят, куда они идут, и не отличают добро от зла, то насколько меньше способны это делать те, кто следует за ними! Если родители сами уже не способны предпочитать добро злу, то что можно сказать об их детях?

Согласно словам сегодняшнего Евангелия, они преисполнены многозаботливости. Может быть, они даже преисполнены многозаботливости об устроении земного счастья своих детей. И поэтому у них просто нет времени для собственных детей, так что их воспитание они предоставляют телевизору. В то время как родители заняты своей работой, делами, в их дома с помощью телевизора входят бандиты и проститутки, и каждый Божий день учат их детей «уму-разуму». Какое поколение, в результате, вырастет в нашей стране? Поколение, которое исполнено жестокости и похотливости, ведьмовства, страха перед жизнью.

В полной мере это относится и к другим людям — тем, кого Бог избрал быть светом неведающих. Учителя лгут детям в школе. Ложь, которая была в коммунистические годы, — это действительно цветочки, потому что атеизм сменяется в наше время сатанизмом. Если учителя в школе демонстрируют детям всякое непотребство и обучают их, как пользоваться контрацептивами (даже произносить это страшно), то какие дети будут от этого «ока» и от такой «заботы» о них?

Если руководители народа и государства не просто безбожные люди, а преступники самого крупного масштаба, то каким будет народ в своей массе, который видит все и считает, что сверху донизу все позволено? Если священники в Церкви будут недостойными, если они не будут знаменем верности Богу, чистоте Христовой, то что будет с простыми верующими людьми и со всей паствой, о которой Христос сказал: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26, 31)? Если слепой ведет слепого, не оба ли они упадут в яму? Вот о каком зрении говорит сегодня Христос. И поэтому будем помнить о том, какой должна быть наша ответственность по отношению к тем, для кого мы, христиане, должны быть «оком».

«Вы — свет мира», — говорит Христос, обращаясь к нам. «Если свет, который в тебе, тьма, — говорит Христос, обращаясь ко всему роду человеческому, — если Церковь и свет мира станут тьмою, то что станет с миром? — Какова будет тьма в мире?» Это и будет временем антихриста и кончиной всего.

Не будем ничего страшиться, а понимать, насколько все серьезно, и исполняться подлинным доверием к Богу, Который ведет нас и говорит, чтобы мы не уподоблялись людям мира сего, ищущим, что есть, что пить, и во что одеться. Он говорит нам сегодня, чтобы мы не предавали славу Царства Божия, для которой мы созданы, ради тленных ценностей.

Единственная забота, которая должна заполнять нас, — как не лишиться тех даров, которые предлагает нам Господь. Вернее сказать, не просто забота, ведь Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». А просто забота может быть зловещей подменой всей нашей жизни. Мы можем мучиться заботой, терзаться, видя то, что происходит с нашими детьми, и при этом пальцем не пошевелить, чтобы хоть что-то сделать для них, когда это от нас реально зависит. Мы можем быть снедаемы заботой о том, что жизнь у нас теплохладная, серая, не христианская. А можем с сегодняшнего дня начать новую жизнь, сказав твердо, что благодатью Божией, светом Христовым в каждой отдельной ситуации, которую Бог нам предлагает, мы будем так смотреть на все происходящее, как учит Христос, и Его крепостью хранить Ему верность. Мы можем обрести силы исполнить то, что дает нам Бог, только когда сознаем постоянное присутствие Его среди нас, и когда устремляемся к этому свету Христову, по дару Его, по милости Божией достигая его.

Когда мы видим Самого Христа Бога, всегда присутствующего среди нас, тогда всякая самоубийственная многозаботливость, все страхи перед трудностями, которые испытывает, естественно, всякий человек, не видящий света Христова, исчезают, как дым, тают, как воск, перед лицом огня Божественного лика.

Протоиерей Александр Шаргунов

20 июня 1999 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *