Богослужение особой духовной красоты
Слово на первой литургии Преждеосвященных Даров
Поздравляем всех с первой литургией Преждеосвященных Даров. Это богослужение особой духовной красоты, исполненной Божественного присутствия. Сам Господь присутствует среди нас. Собственно, литургии-то и нет, есть только молитва о том, чтобы Господь сподобил нас причастия Святых Его Животворящих Таин. Святые Дары были освящены за воскресным богослужением, и Христос Своим Пречистым Телом и Кровью уже пребывает на престоле, наполняя Своим таинственным присутствием все, что совершается в церкви, — слова всех молитв, псалмов, ветхозаветных чтений, которые должны произноситься с особым страхом и благоговением.
Невозможно узнать, что такое Великий Пост, не молясь за литургией Преждеосвященных Даров, и хотя бы раз в течение Великого Поста не причастившись за этой литургией. Эта литургия напоминает нам, как мы должны готовиться к принятию Святых Христовых Таин — так, как за этим богослужением. А не так, как большинство из нас причащается, чуть ли не каждое воскресенье, — по инерции, прочитали несколько канонов, и все. Для того Великий пост и существует, чтобы выявить подлинную высоту и глубину того, что Церковь хранит и предлагает нам. Показывая нам, как мы должны приступать к самому великому таинству — причастию Святого Тела и Крови Господних.
Мы говорим, что в этот день мало кто причащается. Это как бы и нормально — все готовятся к тому причастию, которое будет в первую субботу, когда, как в Великий Четверг, вся Церковь приступает ко Господу, облачаясь в белые одежды победы Христовой. А кто причащается сегодня? Причащаются те, кто изнемогает, кто по болезни и немощи не может уже далее хранить пост, и, поговев столько, сколько было по их силам, приступают к Святой Чаше. Но не только такие. Приступают также и те, для кого жизнь невозможна, немыслима, невыносима, если они не причащаются Святых Христовых Таин. Тот, кто причащается сегодня, должен испытать, к какому роду причастников он принадлежит.
Есть глубокий смысл в том, что литургия Преждеосвященных Даров совершается Великим постом только в среду и пятницу. Это напоминание нам о том, что в течение Великого поста все наши дни — сплошные среда и пятница. И таким образом эта литургия связана с тайной Великой Среды и Великой Пятницы — тайной Креста Христова, с той совершенной отдачей Своей жизни, которую Христос совершил нашего ради спасения. Напоминание нам о том, каким должен быть наш пост, который Церковь совершает в память поста Спасителя. Прежде чем принести Свое Пречистое Тело и Кровь на Кресте, прежде чем преподать его на Тайной Вечери Своим ученикам, Господь совершил пост абсолютного невкушения ни пищи, ни пития, всецелой отдачи Себя Богу, так что Он имел власть сказать на Тайной Вечери об этом приношении Себя, уже Им совершенном: «Сие есть Тело Мое» и: «Сия есть Кровь Моя». Это значит, что если мы дерзаем причащаться Пречистого Тела и Крови Христовых за литургией Преждеосвященных Даров, мы должны уподобляться в этом Самому Христу. Смысл причастия всегда в том, чтобы и мы сами, приняв Тело и Кровь Христовы, стали живой жертвой во Христе, соединились с Его Кровью и Телом и были способны самих себя принести ради Господа, ради других людей.
Это жертва совершенной отдачи не может быть достигнута нами сразу. Разумеется, Господь не требует от нас такого поста, чтобы мы ничего не вкушали и не пили. Это было бы самонадеянной дерзостью, потому что все внешнее должно быть уравновешено внутренним нашим стоянием. Путь к этому — до самой смерти. До того часа, когда мы должны будем отдать свое тело и свою кровь, свою жизнь не потому, что пришел час, когда у нас отнимают нашу жизнь, а потому, что мы отдаем ее Господу и соединяемся свободно и сознательно с тем даром, которому мы приобщились, и приобщались в течение нашей жизни не один раз. Восходя от силы в силу, необязательно всегда ровно, может быть, и с поражениями, но всегда с устремленностью к тому единственному смыслу, который являет нам Божественная литургия.
Продолжим наш Пост, вкусив и увидев, как благ Господь. Будем восходить через все покаяние Великого поста, через все главные богослужения к тому главному завершающему причащению, которое будет на Тайной Вечери, когда вся Церковь соберется в Сионской горнице вместе с апостолами. И далее — к предстоянию у Креста Христова, к Пасхе Господней, Воскресению Его, когда будет дано нам узнать в полноте то, чему мы, каждый в своей мере, приобщились уже сегодня. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий