Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

ПОЛИТИКА

Этот новый, новый мировой порядок

Роман Вершилло

 

Сегодня в ближневосточных войнах гибнет Новый Мировой порядок, как две Великие войны XX века уничтожили Имперское мироустройство.

В отдельных очагах - Ливане, Палестине, Ираке - идут схватки на этнических, религиозных и государственных границах. В войну вовлечены такие ключевые страны, как США, Израиль и Ирак. Она происходит в месте священном - на Святой Земле, чуть ли не "на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят" (Откр. 11:8).

Схватка идет не только за стратегические цели - контроль над нефтеносным регионом, но за "американский порядок" против того, что еще только готовится придти ему на смену. По этой причине стратегические союзники: США и Израиль, воюют тем не менее за разные идеальные цели. США - олицетворение и лорд-хранитель Нового Мирового порядка, и Израиль - с оружием в руках отстаивающий свое право на абсурд, право на преступление. С этой точки зрения, Израиль находится, скорее, в одном лагере с воинствующими исламистами, искореняющими все следы христианской государственности.

Особенностью нынешнего времени является то, что ни одна из сторон новой Мировой войны не воюет за христианскую государственность. Борются лишь глобальные антихристианские проекты.

Вспоминая о привычном уже Новом Мировом порядке "от Черчилля до Клинтона", видишь, что это был действительно некоторый порядок. Нам понадобится совершить некоторое возвращение в историю, чтобы понять, в чем эта упорядоченность состояла, и в чем было зерно хаоса внутри этого мировоззрения.

 

Христианская философия и порядок

 

От понятия о порядке зависит сама возможность что-либо понимать в себе и в окружающем мире. Средоточием такого понимания всегда была философия. Но, странное дело, христианская философия занимает подчиненное место по отношению к догматической вере, вплоть до того, что возникает вопрос: а нужна ли вообще философия Христианству.

Некогда И. Киреевский писал: "Возобновить философию Святых отцов в том виде, как она была в их время, невозможно. Возникая из отношения веры и современной образованности, она должна была соответствовать и вопросам своего времени и той образованности, среди которой она развилась. Развитие новых сторон наукообразной и общественной образованности требует и соответственного им нового развития философии. Но истины, выраженные в умозрительных писаниях Святых отцов, могут быть для нее живительным зародышем и светлым указателем пути". 1)

Это неверно вдвойне. Во-первых, Восточные Святые Отцы не нуждались в собственно Христианской философии, отдельной от богословия. Они использовали понятия и принципы здравой философии, точно так же, как употребляли понятия и выводы современных им естественных наук. Св. Григорий Богослов говорит: "В науках (языческих) мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, через худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения". 2)

Отношение Святых Отцов к светской философии подытожил св. Иоанн Дамаскин: "Будем исследовать также и учения языческих мудрецов. Может быть, и у них мы найдем что-либо пригодное и приобретем что-либо душеполезное, ибо всякий художник нуждается в некоторых инструментах к совершению устрояемого. И царице свойственно пользоваться услугами служанок. Поэтому мы позаимствуем такие учения, которые являются служителями истины, но отвергнем нечестие, жестоко владевшее ими и не воспользуемся дурно хорошим".3)

Итак, Восточные Святые Отцы не только не создали Христианской философии, но и не видели необходимости придерживаться той или иной философской школы, черпая из разных учений то, что полезно.

С другой стороны, Христианская философия не существует как цель, поскольку она уже есть, подробно изложенная в учении блж. Августина.

Помимо чисто богословских сочинений блж. Августин оставил и систему Христианской философии: "О Граде Божием", "Об истинной религии", диалог "О Порядке", "О природе добра, против манихеев" (De Natura Boni Contra Manich?os). Это подлинное Святоотеческое Христианство и, с другой стороны, подлинная философия, что видно даже в выборе вопросов и их резкой постановке.

Мы неслучайно упомянули книгу "О Граде Божием", хотя она является в строгом смысле историософской, а не философской. Этот самый известный труд блж. Августина увязывает историю Града Божия - то есть Христианской Церкви - и града земного, отождествляемого с языческим государством и лже-церковью. Такова существенная особенность Христианской философии, что в нее входят также представления об истории и государстве. История движется к своему концу, а в эсхатологической перспективе свою роль должно сыграть и государство.

В центре философии блж. Августина стоит вопрос о том, что такое "зло", и связанный с этим вопрос о порядке. Ответы блж. Августина таковы: зло не существует, оно не сущность, а недостаток или порок сущности.

"Нет жизни, которая не была бы от Бога, потому что Бог - и Высочайшая Жизнь и Сам Источник жизни, и нет жизни, которая бы, как жизнь, была злом; злом бывает жизнь постольку, поскольку она стремится к смерти. Смертью же жизни бывает только непотребство, которое так названо потому, что есть ничто; отсюда самые непотребные люди называются людьми ничтожными". 4)

Но как зло сочетается с благом и с благим сотворенным Богом миром? Для объяснения блж. Августин вводит понятие о порядке. Он учит: "Если вселенная искажается всевозможным безобразием, то это происходит отнюдь не от грехов сущности души и наказаний за них, потому что разумная сущность, чистая от всякого греха, будучи подчинена Богу, господствует над остальными, ей подчиненными; та же, которая согрешила, предназначена туда, где и следует быть таковым, так что Богом, Творцом и Промыслителем вселенной, устроено все прекрасно. И эта красота всего сотворенного остается неприкосновенной, благодаря следующим трем: осуждению грешников, воспитанию праведников и совершенству блаженных". 5)

Божественный миропорядок не нарушается злом, поскольку оно занимает свое место, нигде не смешиваясь с добром и не подменяя собой добро.

Христианская философия блж. Августина имела в себе такой заряд истинности и объяснительной силы, что буквально вся философия Запада - а впоследствии и русская консервативная мысль - испытывала притяжение или отталкивалась от этого учения. В частности, хотелось бы указать на систему "предустановленной гармонии" Лейбница и на триединый процесс К.Н. Леонтьева.

 

Понятность и наглядность

 

Христианская философия дала возможность увидеть мир как целое, причем не по известной аналогии с организмом, а как именно Богоустановленный нравственный, а не только физический, порядок. Отныне миропорядок обозрим одним взглядом, подобно достижениям картографов Нового времени, сделавшим мир доступным буквально на ладони.

 

В Христианской философии - и в этом ее отличие от богословия - к понятности прибавилась еще и наглядность. В результате, стало возможно нарисовать краткую картину мира. Она изображала мир совершенный, мир сотворенный Богом. И этот же мир несовершенен, поскольку искажен грехом. Параллельно с Порядком до конца времен будет существовать беспорядок, и, следовательно, в мире в его нынешнем виде есть неразрешимые проблемы.

Неудивительно, что консервативные мыслители придерживались именно этой картины мира. Достаточно вспомнить усилия К. Н. Леонтьева нарисовать схему мировой истории, в равной мере историософскую и метафизическую.

В мире должен существовать Порядок, иначе бессмысленна защита нравственных и общественных ценностей. Причем, Порядок должен присутствовать не как идеальная цель, а самым реальным образом. Отсюда следовала защита Христианской государственности, этот Порядок воплощающей.

Но в мире существует и беспорядок, что вносит в консервативную мысль эсхатологическое измерение: мир в нынешнем его виде смертельно болен грехом, и поэтому неизбежно будет уничтожен.

Старый Мировой Порядок был порядком Имперским, поскольку Империя есть упорядочение не отдельного государства или нации, а всей вселенной. Так, Римская империя допускала существование варварства, но только вне пределов этого мира, то есть Римского государства. Поэтому столь жестоким наказанием для Римских граждан была ссылка. Для римлянина она равносильна казни, ведь и ссылка, как смертная казнь, есть выдворение за пределы наличного миропорядка.

При Имперском порядке признавалось, что где-то в пространстве существует элемент антигосударственный, антицерковный. Но порядок состоял в том, что этот элемент занимал подобающее ему место: на виселице, на каторге, в крайнем случае - в подполье или эмиграции.

Итак, мы видим понятную и в то же время наглядную картину мира, в которой все безобразное и непонятное (зло и преступление) выдворяется за пределы понимания и обозрения.

И вот в Новое время - в эпоху "Возрождения" - эта картина начинает претерпевать революционные изменения. Если их описать кратко, то наглядность сначала обособляется от понятности, а затем полностью устраняет эту понятность.

В XX веке Людвиг Витгенштейн делает по-своему радикальный вывод: "Философия просто все предъявляет нам, ничего не объясняя и не делая выводов. - Так как все открыто взору, то нечего и объяснять. Ведь нас интересует не то, что скрыто". 6)

Здесь мы сталкиваемся с оригинальным воззрением: если мир обозрим, если известны правила игры, если он наглядно представлен, то, следовательно, он нами понят. В этом предъявлении для обозрения и состоит все то понимание, которое предлагается человечеству.

Громадными вехами в утверждении такого миропонимания были философия Гегеля и дарвинизм. Они предлагают наглядную - вплоть до карикатурности - картину, и ею только и ограничиваются, не заботясь о том, что наглядность не только не равнозначна понятности, а даже скорее наоборот.

Вот мы видим в школьном учебнике картинку превращения обезьяны в человека... Вот мы видим схему академика А.И. Опарина по переходу неживой материи в живую... Вот мы имеем спираль "диалектического развития"...

Фактически, перед нам не концепции, а мультфильмы. В качестве картинок они наглядны и приятны для глаз, но как биологические и философские учения вовсе недоступны для понимания. Ведь дарвинизм совершенно непонятен для ума, хотя непосредственно опознаваем. Если угодно, то в голове "нового человека" заработал своеобразный "кинопроектор", показывающий ему бредовые мультфильмы.

Таким образом, наглядность - отождествляемая иногда с работой воображения 7)  - эмансипируется от понятности и ставит себя на ее место.

И это есть отрицание вечности. Как писал Лейбниц: "Мы имеем адекватную идею вечности, так как имеем ее определение, хотя не имеем никакого образа ее". 8)

В отличие от непредставимой вечности, бесконечная линия прогресса присутствует в современном мировоззрении именно как убедительный образ, автономный от того, что, как идея, прогресс неадекватен и попросту непостижим.

 

Новый Мировой порядок

 

Новый Мировой порядок постепенно зарождался внутри Старого, а особенно явно - со времен Холодной войны и Фултоновской речи Черчилля. Новый Мировой Порядок находился еще в рамках Христианского измерения Западной цивилизации, что выразилось в стремлении ответить на все тот же вопрос о природе зла и о "месте" зла в мироустройстве. И даже ответы были в чем-то схожи с даваемыми ранее Христианской философией.

Однако, несмотря на это совпадение, Новый Мировой порядок ставил совсем иную цель в своем рассмотрении природы вещей. Он рисовал картину наглядную и непосредственно обозримую, отнюдь не заботясь о понятности этой картины. И оказалось, что наглядность обладает огромной властью над умами, гораздо большей, нежели старый миропорядок. Сила Смысла бледнеет перед властью непонятности.

Глобализация оказалась средством для своеобразного околдовывания масс. Наглядность завораживает, что и дает масс-культуре столь мощную власть над умами. Увидеть мир из космоса - вот мечта прогрессивного человечества. Как же: "Земной шар на ладони"! Современная культура с ее экологическими и правозащитными мотивами и дает только такой неотмирный взгляд на вещи.

Добро и зло в таком мировоззрении - лишь проблема топографии. Скажем, вопрос о "гомосексуальных союзах" решается не в плане добра или зла, а лишь "разрешено, запрещено". Разрешено и, следовательно, обозначено на карте - значит это уже не зло, а часть миропорядка. Увидеть проблему зла значит уже ее решить, точнее: разрешить, сделав зло - благом. Поэтому все проблемы - политические, экономические и социальные - принципиально разрешимы.

Почему надо мириться с таким ужасным злом, как эвтаназия? "Это процесс гуманизации, все большей личной свободы". Однако сказать: "Это такой-то процесс" - вообще не причастно пониманию. "Процесс" - абсурдистская пародия на то нравственное целое, которое присутствует в Христианском мировоззрении.

Все это вместе взятое означает, что Новый Мировой порядок отрицает Порядок как таковой. Но в том-то и состоит его антихристианское ядро, что  "новый порядок" существует помимо порядка. Этот "порядок" наброшен как сеть на живущих на земле, в противоречие Богоустановленному порядку, который заложен в саму природу вещей.

Поэтому, чтобы разрушить американский миропорядок, нужно либо Христианское государство, либо анархия.

В этом смысле борьба с мировым терроризмом, как ее понимает администрация США, вполне разумный план. Уничтожить Ирак, Иран, Сирию как представителей государственного принципа, а остальные народы разложить с помощью демократии и прав человека.

Если хоть одна деталь из этого плана окажется нереализуемой в принципе, то погибнет вся система. "Американский порядок" не может допустить даже тени сомнения в том, что все проблемы могут быть решены.

 

Этот новый, новый мировой порядок

 

В эпоху Горбачева прогрессивное человечество максимально приблизилось к реализации указанных целей. Разрешен последний мировой вопрос о противостоянии Востока и Запада. Даже ближневосточный кризис был, казалось, почти преодолен.

И вот сегодня - в 2006 году - конфликт на Ближнем Востоке оказался стеной, о которую разбился Новый Мировой Порядок. Иракский и афганский, украинский и российский хаос, проблема мира в Палестине и Ливане - вопросы, которые нельзя решить при помощи картографов. Тому, что происходит в России и на Ближнем Востоке, невозможно придать видимость порядка. И между прочим потому, что указанные точки уже пережили опыт демократизации. Они не поддаются обработке с помощью этого универсального "виртуализатора", поскольку реальность уже однажды была повернута в зазеркалье.

Поэтому в России не решаются проблемы здравоохранения или образования, зато на отсохшие части тела наклеиваются пластыри "нацпроектов". Нет самой нужды в решении проблемы зла.

Мы наблюдаем с таким вниманием за событиями вокруг Палестины, потому что здесь споткнулся Мировой Порядок. Спираль прогресса, похоже, начинает разворачиваться в обратном направлении.

Мир становится не наглядным, необозримым. Некоторые проблемы оказываются неразрешимы в принципе, а, следовательно, более нет мирового порядка и нет единого мира. Ощутимый беспорядок устанавливается в качестве принципа, а дематериализующая сила наглядности перестает действовать.

Так расчищается ментальное и реальное поле для действия обнаженной личности антихриста. И так появляются души однородные этой недочеловеческой личности, в том числе образцовые граждане путинской "России".

 

Примечания:

 

1) Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии//Избранные статьи. М.:"Современник",1984. С. 263-264 назад

2) св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 609 назад

3) св. Иоанн Дамаскин. Диалектические и Философские Главы//Полное собрание творений. СПб.: 1913. Т. 1. Гл. 1. С. 50 назад

4) блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 11. С. 17-18 назад

5) блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 23. С. 35-36 назад

6) Витгенштейн, Людвиг. Философские исследования// Философские работы. Ч. 1. М.:"Гнозис", 1994. пар. 126. С. 130 назад

7) о. Стефан Красовицкий. Славянофилы и Церковь назад

8) Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 29. С. 264 назад

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru