Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Образование - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Медицина - В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Богословие

Миссия своего «я», вооруженная афонским хором

Протоиерей Владимир Переслегин

Реальные, настоящие монахи, хор, собранный во Имя Господне, озвучивает «молитву» к ненастоящему, воображаемому объекту. К существующему в воображении Бориса Гребенщикова Христа, бесконфликтно соединяющегося с образом Будды. И пользуются для этого святыми словами, взятыми из истинного богослужения. Но если при пении псалма «Твой есмь аз, спаси мя» монахи укрепляются благодатью Божией, то здесь эти святые слова пусты – не наполнены благодатью Духа. Но свято место пусто не бывает. Такой «молитвой» всегда пользуется враг рода человеческого, являемый во образе ангела светла (2 Кор. 11:14).

«Искупитель мой жив». Святой праведный Иов и Царь-страстотерпец Николай II

Протоиерей Александр Шаргунов

Очевидно для всех чудо, явленное Промыслом Божиим в самом дне рождения Царя-страстотерпца Николая Александровича — дне памяти святого Иова. Сам Государь видел в этом факте прообраз своей судьбы. Вот его слова: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: “Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня”».

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - май 2012 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - апрель 2012 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - март 2012 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - февраль 2012 г.

Пред Крестом и Евангелием

В издательстве "Даниловский благовестник" вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова "Пред Крестом и Евангелием". В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге.

БГ в МДА

На православном сайте «Татьянин день» появилась радостно-победная информация о первом собрании в МДА арт-клуба, на котором состоялась встреча со звездой рок-музыки — Борисом Гребенщиковым.

«Восточные духовности» и христианство

Духовный опыт, обретенный посредством техник, ведет к полной духовной автономии, радикально противоположной Искуплению — дару любви от Воплотившегося Бога, который принимается с покаянием и смирением. Восточные духовности созвучны пелагианскому волюнтаризму — древней христианской ереси. В них то же самоутверждение — надежда на собственные силы, и они абсолютно противоположны евангельской детскости всецелого упования на Бога.

Еще о Поясе Пресвятой Богородицы

Пояс Пресвятой Богородицы в Москве, и миллион православных людей, в дождь и холод стоящих в течение многих часов к этой святыне, — действительно Событие и Чудо. Луч милосердия Божия внезапно озарил нашу землю, и стало ясно: жив русский народ. На любой войне враг, все захватив, не захватил ничего, если остается нетронутым нравственное и духовное ядро покоренного народа. Поэтому главная его стратегическая задача — расщепить это ядро, перемолоть зернышко — даже если оно осталось одно — в муку, чтобы оно никогда не дало всходов. Казалось, это уже произошло. Но в великом ноябрьском стоянии родилась надежда.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - январь 2012 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - декабрь 2011 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - ноябрь 2011 г.

Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней - Протоиерей Александр Шаргунов

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - октябрь 2011 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала Русский Дом - сентябрь 2011 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - август 2011 г.

Вера означает готовность принять на себя риск любви. Единение с Богом в христианской вере, сколь бы ни было оно таинственным, всегда есть риск свободы. Без этого ни Бог, ни вера не стоят труда. Не существует подлинных отношений без свободы. В гностицизме — это слияние с абсолютным. Добро и зло не имеют значения. Зло — я никак не ответственен за него, поскольку оно — в самом моем физическом существовании. Добро, которое ждет меня, — возвращение к моему божественному началу. Я по природе своей божественен, и в этом мое спасение. Не требуется ни покаяния, ни нового отношения к жизни, чтобы наследовать спасение. Ибо призыв к покаянию предполагает также, что можно и не покаяться. В нем снова присутствует риск любви и свободы. Гностику не надо никогда исповедовать: «Я плохо поступил». Но в этом как раз и проявляется бессознательный непреодолимый страх свободы, и в этом страхе — симптом неспособности к доверию. Если человек не понимает по-настоящему, что означают слова «Бог есть любовь», он стремится упразднить свою свободу и обрести спасение иными, чем любовь, путями.

Пить Чашу Господню

Протоиерей Александр Шаргунов

В издательстве «Даниловский благовестник» вышла книга прот. Александра Шаргунова «Великая тайна причащения». Предлагаем вступительную статью и предисловие автора к этой книге.

Нетолерантная книга

Алексей Верхоянцев

Миражи любви и мир. – Издательство «Русский дом», 2011: Протоиерей Александр Шаргунов не боится поднимать самые сложные вопросы современности. «Либеральная любовь», «Марксизм как лжерелигия», «Европа против Бога» – названия глав книги говорят сами за себя. Вот как, например, говорится об опасности, которую несёт нынешний культ толерантности для православной церкви.

О верности Кресту Христову. Воин-мученик Евгений Родионов

Протоиерей Александр Шаргунов

Прошло 15 лет со дня убиения нового мученика и исповедника — воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена — о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь — Евгений Родионов. Вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, и это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - апрель 2011 г.

Подлинно любить другого человека значит любить его во Христе, как чадо Божие, значит любить человека ради любви к Богу. Это «ради» не есть умаление человека или его обесценивание. А указание образа истинной любви. Потому что созидательная любовь обращена к главному в человеке, к смыслу его существования, к его личному призванию, к его внутренним ценностям, иначе говоря, к тому, что он есть пред Богом.

О монашеском авангардизме

Архимандрит Рафаил (Карелин)

На сайте «Православие и мир» появился доклад игумена Петра (Мещеринова) «Протопресвитер Александр Шмеман и монашество», прочитанный на международном семинаре «Богословие радости в свете наследия протопресвитера Александра Шмемана».

Время подвигов не ушло: православная девушка умерла из-за отказа отречься от Христа и принять иудаизм

Ещё по дороге в больницу мать девушки сказала, что они с дочерью приняли решение... я перевел разговор в другое русло, боясь услышать самое страшное для себя, как священника и христианина. Войдя в палату, увидел совершенно худое, желтоватое, едва ли похожее на девушку 22 лет, существо. Но с ясными глазами и какой-то удивительной твердостью и решимостью в глазах.

"Мы все решили с мамой" – с порога встретила меня Елена. – "Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не стоит".

"Вы молодцы" – ответил я.

Елена причастилась и заулыбалась.

Долг и любовь. В феврале — память двух непрославленных новых мучеников: 7 февраля 1905 года — день убиения великого князя Сергея Александровича. 14 февраля 1996 года — день убиения протоиерея Анатолия Чистоусова

Протоиерей Александр Шаргунов

Христианский долг — не железный ошейник, которым ты прикован к стене, напротив, это последнее прибежище свободы. Когда наступают такие испытания, когда не только тело, но и сердце кровоточит, когда уходят силы, когда подступает уныние, — последнее прибежище, целительный источник — долг. В этот час надо молиться Господу. Пусть Лик Его как солнце среди ночи, кажется, навсегда сокрылся: «Достойное по делам моим приемлю. Господи, Ты не любишь больше меня, но я Тебя по-прежнему люблю». Долг — конечная цель, ослепляющая так, что ничего не видно, любовь, которая не умеет больше любить. Долг — это оружие, это вызов окружающему мраку, это прежде всего последная глубина смирения. Господи, Ты не хочешь больше, чтобы я служил Тебе моей радостью, моим вдохновением, моими дарованиями. Но я все равно буду служить Тебе — Твоей силой Тебе — и результат будет не мой, а Твой. Да, среди этого сражения в последнем окопе любви Христос, может показаться, не положил основания. Но мы будем верить Ему, и верность нашему долгу достигнет Его

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - февраль 2011 г.

Существует ли диавол? - январь 2011 г

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - январь 2011 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - декабрь 2010 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - ноябрь 2010 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - октябрь 2010 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - сентябрь 2010 г.

Враги Христа искали уничтожить Его, не потому что они не знали, что Он Мессия, но именно потому что они это знали. Они никогда не сомневались в Его чудесах, никогда не отрицали Его силы. Они видели, они ненавидели, они сознательно искали убить не лже-мессию, но подлинного Мессию Христа. Здесь для них была возможность убить Самого Бога и стать свободными. И они воспользовались этой возможностью, к которой устремляется тайна беззакония в течение веков. Философия «смерти Бога», провозглашенная Ницше, была прелюдией того, чем живет современная постхристианская Европа.

«Тело я, и ничего больше»

Протоиерей Александр Шаргунов

Ныне мы наблюдаем смешение обожания тела и ненависти к нему. Характерно проявление этого в обыденной жизни — например, в диетических и косметических хлопотах. Нельзя сказать, чтобы они всегда были в удовольствие. Карикатурно преувеличенные хитростями «рынка», они заставляют многих послушно следовать навязанным нормам. Они вынуждают принимать тысячи ограничений, усилий, жертв, даже страданий, иногда даже соблюдать своеобразный пост. Они кончаются тем, что приводят к новым видам аскетизма или умерщвления плоти, столь же строгим, как и в древние времена христианства, которые, как кажется миру, он победил. Доведенные до предела, они превращают заботу о теле в неумолимую религию со своими наставниками, своими главными грехами, своими святошами и своим смутным раем. Магазины мод и клиники омоложения и здоровья становятся зеркалом современности. В самой общей перспективе это программа — «как умереть здоровым». Не правда ли — замечательная религия?

О тайне человеческого тела

Протоиерей Александр Шаргунов

Как хорошо быть рядом с Божией Матерью! Божия Матерь всю Свою жизнь прожила в совершенной любви ко Господу и к людям. В Ней всегда был этот сокровенный, всеохватывающий огонь, не оставляющий пепла. Час Ее телесной смерти был часом Ее последнего приношения любви без остатка. В этом пречистом теле всецело едином с Ее пречистой душой не оставалось ничего для тления. Потому что все тленное уже было истреблено в Ней Христовой любовью.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - август 2010 г.

В XX веке две тоталитарных системы (большевизма и нацизма) надругались, каждая по-своему, над тем, что именуется надеждой человечества и ее ценностями. (Промыслом Божиим инфернальная матрица всеохватывающей тоталитарной системы не отпечаталась, благодаря Второй мировой войне). Что касается большевистского тоталитаризма, тысячу раз писали, как марксизм изуродовал христианскую идею устремленности к всемирному единству и равенству. Это было обезьянья (диавольская) пародия на евангельские тексты, например, Второе Послание апостола Петра: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3, 13). В этом смысле марксизм можно рассматривать как христианскую ересь или кровавую «подделку» под христианство. Ибо движущей силой коммунистического учения было возвещение спасения бедных. Потому «социалистическую эсхатологию» некоторые ставят в число секулярных (следовательно, еретических) религий, которые заняли в душах миллионов людей место изгнанной из них веры, устремляя в далекое будущее, с идеальным общественным порядком, который и есть спасение человечества.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - июнь 2010 г.

Новое сегодня в том, что человек становится опасным для самого себя, подвергая опасности уничтожения жизнь и природу. Перспективы будущего заключаются уже не в организации более или менее справедливого общества, но в сохранении самых основ человечества. Мир переступил некий порог в течение последних трех десятилетий. В течение тысячелетий человек оставался тем, кем он был для Аристотеля: животное — живое и, более того, общественное, способное к политическому существованию. Современный человек — животное в политике, возможность для которого быть живым — под сомнением.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - май 2010 г.

Как достигнуть нам радости наслаждаться непосредственностью этой любви, вкушать присутствие воскресшего Господа на берегу нашей жизни, наших трудов, наших поражений? Ослепительность этой встречи может обратить нашу неверность и нашу теплохладность во взволнованное исповедание веры, которое Петр произносит от имени всех нас: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Разумеется, мы любим слишком слабо и слишком мало. Разумеется, наши дела слишком часто обличают во лжи наше сердце. Но несомненно верно одно: как ученики Христовы, мы любим нашего Господа. В свете Воскресения мы дерзаем говорить о нашей любви. Предаем Ему нашу убогую и искреннюю любовь, чтобы Он принял ее, очистил ее и дал ей вырасти до измерения вечности.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - апрель 2010 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - март 2010 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - февраль 2010 г.

Пост означает, что узок путь спасения. Пройдя через тесные врата, мы не попадаем на небо, но в пустыню, через которую мы должны идти. Широка заповедь Господня, и она делает путь наш узким. Мы должны претерпеть многие скорби и искушения, научиться сражаться и умирать, быть бдительными во всём, каждый наш шаг должен быть осмотрительным. Но по мере того, как будет возрастать у нас понимание, где мы идём, узкий путь будет открываться в небо и наполнять нас радостью, исходящей от Креста Господня. «Если бы знал человек, что уготовил Бог любящим Его, — говорит преподобный Серафим Саровский, — то согласился бы тысячу лет претерпевать самые ужасные мучения, только бы не лишиться этой радости».

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - январь 2010 г.

Если бы все люди пришли в храм, прежде чем проповедовать Евангелие, я сказал бы им с амвона: «Братья и сестры, люди, живущие с нами. Оторвитесь от себя, освободитесь от своих заблуждений, от сплошных поражений, откройте глаза, восстаньте, чтобы довериться красоте, которая спасает и ведет нас к Тому, Кто есть Бог благости, красоты и любви, - наша надежда».

О проповеди священномученика Даниила

Протоиерей Александр Шаргунов

Его мученическая смерть - как драгоценный алмаз, сияющий в грязи лжевер и идолопоклонства. Молитвами нового священномученика Даниила умилосердись над нами, Господи, победу на сопротивныя даруя. Победу над всяким лжеверием и над нашими пороками, нашим неверием, нашей гордыней. Да царствует в сердцах всех людей Христова любовь и вера!

Правая.ру расписалась в своем антихристианстве

Протоиерей Владимир Переслегин

В связи с тем, что кощунники дерзают считать себя православными христианами, о чем свидетельствует рубрика «правая вера» в колонтитулах главной страницы, нам – православным христианам – необходимо четко квалифицировать состав данного духовного преступления: приведенного выше опроса.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - декабрь 2009 г.

Мученичество - тайна Церкви, главное ее измерение. Как Невеста Христова, соединенная с Его делом искупления, Церковь всегда Церковь мучеников - до конца времен. Смерть каждого христианина - мученическая смерть. Смерть мученика - в полном смысле - христианская смерть. То, чем является христианская смерть, то, чем она должна быть, - мученичество. Потому мученичество есть сущность Церкви. В Церкви всегда есть мученики, и по-другому не может быть. Ибо Церковь не может довольствоваться тем, что она живет свидетельством о Христе Распятом, она должна явить это свидетельство Божие. Недостаточно для нас совершать богослужения, посвященные Кресту и Воскресению Христову, и являть их присутствие в таинстве Литургии. Надо, чтобы распятие Церкви было всегда видимо до конца времен. И самый лучший способ показать его до конца может быть в мученичестве.

Правая.ру продолжает кощунствовать

Протоиерей Владимир Переслегин

Воистину, смерть обнажает все. Смерть священника Даниила Сысоева обнажила тот факт, что грозившие ему убийством шахиды лжепророка Магомета не бросались словами.

Священномученик Даниил и В.И. Карпец

Протоиерей Владимир Переслегин

Ставить «политический смысл» убийства священника Даниила Сысоева за его отказ прекратить антиисламскую проповедь выше его единственной причины и смысла: исповедания веры во Христа-Истину пред лицом врагов Христианской Веры – значит не веровать в Бога. В то время как одни комментаторы, боясь конфликтов и разделений в обществе, замалчивают очевидную и единственную причину смерти о. Даниила: его антимусульманскую проповедь, направленную на разоблачение расхожих мифов об Исламе, как богооткровенной религии, другие комментаторы, боясь «развала государства», считают его убиение провокацией!

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - ноябрь 2009 г.

Христианин, воин Христов, как называет его Церковь в таинстве Крещения, призван заботиться только об одном — как исполнить свой человеческий и христианский долг. В земном плане он подобен воину, который не знает, чем закончится сражение, но всё равно идёт в бой. Мы не знаем, что нас ждёт впереди. Но как бы ни торжествовало зло, у нас есть будущее «Бог — твоё будущее», — говорит Христос всякому, кто должен пострадать ради правды, ибо Бог радуется о правде. И Бог радуется о человеке, который творит правду. Верен Бог и не попустит, чтобы последнее слово осталось за вопиющей неправдой. Вот почему мы ожидаем по обетованию Божию нового неба и новой земли, где обитает правда.

Грех как норма и первородный грех

Протоиерей Александр Шаргунов

Новая, самая популярная философия и идеология: не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей. Давно пора вырваться из стальных пут, связывающих человеческое сознание и не дающих обрести в краткой нашей земной жизни счастье. Необходимо раз и навсегда покончить с мрачными муками совести, от которых среди бела дня гаснет солнце. Современный человек, говорят нам, не хочет больше быть виноватым, и это законно. Он никому ничего не должен — в том смысле, как говорил об этом Фрейд. Он отвергает инстинкт «виноватой совести», он изгоняет из себя этого внутреннего полицейского, который держит его в тюрьме.

Памяти архимандрита Матфея

Протоиерей Александр Шаргунов

Ушел Патриарх Алексий, ушел отец Иоанн (Крестьянкин), отец Пантелеимон (Агриков). Ушел сегодня отец Матфей (Мормыль). Но как говорил еще святой Иоанн Златоуст, не плачьте обо мне. Не мной началась проповедь Церкви, не мной она и кончится. Отходя ко Господу, отец архимандрит Матфей заповедует бережно, не жалея никаких усилий хранить сокровище Церкви, однажды врученное нам. Золото мы приняли, золото должны другим передать, не допуская обмена его на медяки, то и дело предлагаемые нам. Потому песнопения отца Матфея звучат сегодня как его молитвы со всей Церковью и как молитва Церкви о нем. Вечная память!

Генерал А. Власов о церковном вопросе

Роман Вершилло

На своем сентябрьском заседании Синод Русской Православной Зарубежной Церкви среди прочих вопросов рассмотрел и скандально известную книгу о. Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века". Синод счел возможным выступить в поддержку этого публициста: Мы вполне поддерживаем попытку о. Георгия Митрофанова подойти к этому вопросу (а вернее, к целой череде вопросов) с меркой, адекватной сложности проблемы.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - сентябрь 2009 г.

Готовы ли мы противостоять насилию, от кого бы оно ни исходило? Готовы ли сражаться с растлением во всех его видах? Готовы ли бороться с нищетой человечества - прежде всего, разумеется, духовной? Если будет в нас такая решимость, мы сможем услышать не только в начале, но и в конце каждого дня, и в вечер нашей жизни: «Блаженны кроткие. Блаженны чистые сердцем. Блаженны нищие».

"Миражи любви". Предисловие к книге

Протоиерей Александр Шаргунов

Эта книга — первая из трех книг, объединенных названием "Миражи любви". Она посвящена Церкви и ее противостоянию злу в мире. Тема второй книги — современное общество, третьей — человеческая личность сегодня. Почему "Миражи любви"? Потому что Бог — это любовь. И человек — это любовь. Это существо, созданное Богом для любви, и потому так возненавидел сатана человека. И антихрист — это тот, кто против Христа и вместо Христа — в Церкви, в обществе, в человеческой личности.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - август 2009 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - июль 2009 г.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - июнь 2009 г.

С.С. Аверинцев - как богослов-модернист

Роман Вершилло

Религия предстает у Аверинцева в обличии мифологии и в качестве объекта для нового мифотворчества со стороны С.А. Этим он как бы эстетизирует религию. Но если мифологизация у С.А. подлинная, то эстетизация мнимая, поскольку для эстетики необходимо представление о прекрасном, а не бесформенный набор свойств.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - май 2009 г.

Куда идет Церковь? Какой будет наша Церковь через 10-15 лет? Будет ли она еще существовать? Такими вопросами невольно задаются многие из нас. И враги Церкви - который раз! - снова исчисляют последние сроки ее. Но Дух Святой смеется над человеческими прогнозами. С самого начала из горстки «страха ради иудейска» спрятавшихся от мира людей, Он сотворил первых мучеников. Дух Святой видит дальше и глубже, чем люди. Это Бог, действие силы Которого не знает преград. Он опрокидывает наши маленькие, слишком человеческие защиты, наши хрупкие, исполненные самонадеянности надежды, нашу обманчивую безопасность. Он преодолевает всякое противостояние. Подобно наводнению, пожару или урагану Он сметает со Своего пути все, что противится Его державной воле. Он может привести каждого человека и все человечество к осуществлению Превечного Совета Божия.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - апрель 2009 г.

Трагедия мира, его главный кризис заключается в том, что он отказывается смотреть смерти в лицо. Смерть - первая тайна. Она ставит человека на путь узнавания других тайн. Она возводит человека от видимого к невидимому, от преходящего к вечному, от человеческого к Божественному. Может быть, при виде смерти человек впервые задумался о высоте своего призвания. И начал надеяться обрести то, что дается только смертью Христовой и Его Воскресением.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - март 2009 г.

В нашей современной, давно уже не «европейской», а скорее «афроазиатской» культуре евангельская заповедь о любви и заповедь блаженства - «блаженны чистые сердцем» - звучит более чем необычно. В мире, где все направлено на то, чтобы провоцировать, возбуждать, выставляться, где непристойность стала средством рекламы, во времена, когда повсюду афишируется соблазн, краткие слова Евангелия кажутся наивными и анахроничными. Они были произнесены впервые в другом мире и в другое время, но, как и сегодня, роскошь и непотребство демонстрировались тогда напоказ почти столь же нагло и столь же утонченно. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Дано ли было нам когда-либо пережить то, о чем говорят эти слова, столь краткие и столь простые?

Семья в XXI веке и обещание верности. Выступление на Рождественских чтениях 2009 года

Остается вопрос: возможно ли жить жизнью верности вне истинной религии? Разумеется, да. Потому что каждая душа по природе своей христианка. Существует неосознанная духовность, которая может иметь достаточно крепкую нравственность - без религии. Разумеется, многие ценности, которых инстинктивно придерживаются атеисты, имеют своим далеким источником Евангелие. Но они давно утратили с ним связь. Верность - одна из них. Может существовать мораль в культуре, где отсутствует связь с религией. Хотя в наше время это чрезвычайно редкое явление. Потому особая ответственность лежит на тех, кому дана вера в победу Христову над смертью и чья безусловная верность хранится в самом надежном месте, какое только может быть, - в безусловной любви Бога, осуществленной в любви Христа к Церкви, и дарованной в таинстве брака людям. Супружеская верность и будущее человечества не основаны на невозможности соответствия любви Христовой, но на возможности приобщиться этой единственной любви.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - февраль 2009 г.

Царства утверждаются и рушатся, народы распространяются по земле и умаляются, властители мира сего рождаются и умирают. Общества, объединения, учреждения, философии, идеологии, секты и ереси образуются и исчезают. У них есть свое время, а Церковь вечна. Однако в свое время они кажутся исполненными великого значения. Мы видели недавно, как одна политическая партия в нашей стране являла свою как будто неодолимую силу, в то время как Церковь казалась почти несуществующей. Сегодня на смену той партии приходят другие, а Церковь, несмотря на обретенную ею внешнюю свободу, на рост вновь восстанавливаемых храмов и монастырей, по-прежнему выглядит нищей и немощной. Мы знаем из истории, как несовершенные формы христианства, отступившие от чистоты исповедания веры, казалось, приносили добрые плоды, что я говорю - они казались во многих отношениях более процветающими, чем православие. Однако был ли когда в нашей Церкви человек молитвы, который мог бы сказать, что молитва обманула его?

"Мы превращаемся в соль, потерявшую соленость" . Интервью "Русскому журналу"

Протоиерей Александр Шаргунов

Проблемы, поднятые Лефевром, во многом волнуют и Православную Церковь. В центре всего у него стоит критика либерализма. Он говорит о попытке реализовать в рамках либерализма три свободы. Во-первых, это свобода разума от всякой объективно установленной истины. Ведь истина, с точки зрения либералов, которых он отождествляет с деятелями Второго Ватиканского Собора, это то, что находится в бесконечном становлении и поиске: никто не может претендовать на исключительное обладание истиной. Во-вторых, свобода веры от догматов: невозможно принять раз и навсегда данную богооткровенную истину. В-третьих, свобода воли от закона, сдерживающие начала которого якобы несовместимы с достоинством человека и его совестью. Справедливость и актуальность этой критики Лефевра для нас очевидны.

Патриарх должен быть молитвенником!

Алексей Рычков

Трезвость ума, дар рассуждения – вот признаки настоящего молитвенника. Ум молитвенника-имитатора кружится в стихиях мира. Патриарх должен быть молитвенником в том числе и для того, чтобы не затеряться в дворцовых коридорах. И не увязнуть в "извращениях светской жизни". Патриарху-политику не выпутаться из закулисных искушений.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом"- январь 2009 г.

Вместо ока Божия - глаз видеокамеры и фотокамеры. Эксгибиционизм, демонстрация сокровенного, того, чего раньше страшились и стыдились, становятся сегодня осуществлением псевдо-прав человека. По каналам ТВ (и СМИ) - невообразимая откровенность и предельно бесстыдное исповедание. Надо непременно сказать все, что есть. Что бы это ни стоило. Любой сюжет должен непременно коснуться интимной жизни, секретов семьи, психологических ужасов, самого дикого бреда, который посещает бедные головы выступающих перед всем миром. Даже траур по умершим близким - столь сугубо личное дело - становится механически обнажаемым, публичным. Это исповедь перед камерой. Открытие перед всеми интимного еще вчера воспринималось как насилие, от которого каждый старался защититься. В свое время тоталитарные режимы старались, чтобы требования идеологии не останавливались на границе интимного, за которой человеческая мысль старалась укрыться, чтобы выжить. С точки зрения гонителей надо было, чтобы эта интимность (потенциально подрывная деятельность) была выведена на чистую воду. Инквизиция, НКВД, гестапо и т.д. постоянно анкетировали частную жизнь граждан, и зондировали их потаенные помыслы. И вот человечество свободно и сознательно, вполне демократично избирает сегодня худшую из тираний.

Об избрании по жребию апостола Матфия

Протоиерей Александр Шаргунов

Избрание апостола Матфия происходит в два этапа. Вначале совершается суд человеческий (собрание-собор отделяет тех, кого оно считает наиболее достойными), затем - суд Божий (бросание жребия). Почему апостол не избирается еще одним заключительным голосованием? Почему лучшего из кандидатов не определяет большинство? Потому что ученики Христовы хотят дать Господу в полноте совершить Его свободный выбор. «Ин суд человеческий, ин суд Божий». Господь видит глубоко и далеко. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Если в силу определенных исторических обстоятельств оказывается невозможно его осуществить, Церковь делает то, что от нее зависит, с несомненной верой, что Бог силен в конечном счете и худшее, от нее независящее, обратить в лучшее. Но чтобы было так, она должна делать то, что от нее зависит.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - декабрь 2008 г.

Быть невнимательным - это значит посетить больного, и рассказывать ему упоенно о своих ничего не значащих для него делах, не замечая, как он этим утомлен, почти обливается потом. Или сделать кому-то неадекватно жестокое замечание, не думая о том, как человек может быть этим ранен. Одним словом, не замечать, что происходит с другими. Нет числа такого рода невниманию, которое разрушает самые прекрасные дружбы, является причиной непонимания в семье, в отношениях между женихом и невестой, между супругами. А одиночество - эта чума, поражающая более всего современные мегаполисы! Сколько стариков, больных, инвалидов, просто людей, которым, как сказал великий писатель, некуда пойти. Сколько одиноких среди своей семьи, среди своего прихода, которым не с кем поговорить. Сколько слез, неведомых никому

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - ноябрь 2008 г.

Враги Церкви называют нас «голодными псами на привязи истории», потому что забывают или, вернее, просто ничего не знают о сверхприродном служении Церкви. Они видят только роль, которую Церковь играет или могла бы играть на поле сил, действующих в чисто земной истории. Нет! Псы Господни лают, кусаются, отчаянно сражаются, или умирают, раздавленные. По крайней мере, такими они должны быть. Разве Вы не знаете, что наша Церковь - Церковь тысяч и сотен тысяч новых и исповедников Российских?

Православие и традиционный католицизм: взгляд не с той стороны

Роман Вершилло

Не случайно, что православные христиане и консервативные римо-католики согласны в столь существенном вопросе, как отношение к миру. В отношении Христианства к обществу нет границы между внутренним и внешним, между религией и политикой. Невозможно отделить то, что человек думает и делает как гражданин, от того, что он думает и делает как Христианин. Эта граница проводится лишь безумным либерализмом.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - октябрь 2008 г.

Церковь зовет нас к каждодневной святости. У каждодневного есть своя тайна, и она заключается в следующем: каждодневное скрывает героическое, оно как будто делает все обыкновенным, в то время как у него хранится ключ к смиренной святости - например, в общении с другими в семье, на приходе, где бы то ни было. Даже среди самых великих потрясений все заполняет тайна каждодневного, неприметная для внешнего взгляда. Но Бог присутствует в ней. Наша личная, наедине, не только в Церкви, молитва, наше невидимое никем чтение Писания, наши краткие сердечные воздыхания к Богу, которые мы приносим Ему среди порой невыносимой тяжести наших каждодневных забот, - поистине это сокровище, сокрытое нами на поле нашей жизни

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - сентябрь 2008 г.

Человеческое в человеке строится всегда на основании ограничения. Это то, что отличает его от животного. Разумеется, на этом останавливаться нельзя. Но, прежде всего, - всегда ограничение. Существенная и очеловечивающая роль ограничения, закона, не может быть подвергнута сомнению. Не существует ни мысли, ни традиции, ни науки, ни религии, ни какой-либо юридической системы, ни какой-либо области знания, не признающих значения идеи ограничения

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - август 2008 г.

О, если бы сегодня наш народ после своего не менее продолжительного и не менее страшного плена мог вернуться к слушанию слова жизни! Однако всё делается, чтобы лишить его этой возможности не только физически, но самое главное - сделать неспособным к восприятию высшей правды. А нам, христианам, дано, по милости Божией, стоять в храмах и слушать, как бы за всех, благовествование Евангелия.

А. Швечиков, наука и религия

Роман Вершилло

Написанная на смехотворном наукоязе, пространная работа А. Швечикова в который раз "соединяет" науку и религию. Только теперь данный тезис представлен почему-то в качестве православного.

Человек-невидимка

диакон Михаил Люкшин

Наш либеральный век уже окрестили веком Интернета, в котором самораспад проявляется с предельной откровенностью. Появилась неслыханно легкая возможность заявить о себе на весь честной мир пороку. Каждый может известить вселенную о своей славе Герострата... Появился некий "пользователь", чья главная мысль состоит в том, что "РПЦ - враг самой РПЦ". Виртуальный импресарио демонстрирует крайнюю невоспитанность и распущенность, употребляет уголовную лексику, говоря о Православии. Он бесстрашно досаждает епископам, священству, и при этом, никем не узнанный, прислуживает где-то в алтаре.

Чем люди живы, и чем мертвы

Роман Вершилло

Реплика "Гроздья гнева" вызвала реакцию у одной нескромной персоны, которой моя статья была отчасти посвящена. В неожиданном приступе здравомыслия этот "Речкунов" ставит вопрос: "Наш спор с "охранителями" сводится к простой вещи: православие широко или узко, или, иными словами, - "суббота для человека, или человек для субботы".

Гроздья гнева

Роман Вершилло

В ответ на основательную, редкую по глубине и осмысленности, статью о. Александра Шаргунова "Евангелизация" мира и "культурная революция" в Церкви раздались два жалких всхлипа: в "живом журнале" некоего Речкунова, а также некоего Кирилла Фролова

Письмо Главному редактору журнала "Благодатный огонь" Сергею Ивановичу Носенко

Протоиерей Александр Шаргунов

Мне позвонил архиепископ Белгородский Иоанн, выразив недоумение и возмущение по поводу того, что написано в моей статье "Евангелизация мира" и "культурная революция" в Церкви о нововведениях, якобы практикуемых в его епархии. Владыка сказал, что все это не соответствует действительности. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в Белгородской епархии как служился, так и служится на церковно-славянском языке. Заменены только отдельные, трудные для понимания слова и изменен порядок слов в некоторых стихах Канона. Что касается "миссионерских литургий", никаких специальных остановок с объяснениями по ходу службы не существует. Есть только проповеди в середине и в конце богослужения, за которыми даются и объяснения таинства.

«Евангелизация» мира и «культурная революция» в Церкви

Протоиерей Александр Шаргунов

Достаточно обратиться к тому, что есть сердце жизни Православной Церкви - к Божественной литургии, чтобы понять, что всякие попытки что-либо «улучшить» в ней были бы восприняты православным народом как святотатство. А богослужения Страстной и Светлой седмицы - кто дерзнет изменить в них хотя бы одно слово? Или молитвы ко святому Причащению? Или Утренние наши и на Сон грядущим молитвы? Или Акафист Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и святителю Николаю, напечатанные в наших молитвословах, которыми молятся, не испытывая никаких затруднений, изо дня в день миллионы православных? Одним словом, все, чем живет и дышит доныне верующий православный народ.

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - май 2008 г.

Неверующие в Бога люди действительно могут любить друг друга изумительной любовью. Но мы, христиане, призваны не к такой любви. Мы должны сообщить другим не нашу любовь, а любовь Божию. Любовь Божия - это Сам Бог, Божественная Личность. Это дар Бога нам, который всегда остается даром, но который должен проходить через нас, пронизывать нас, чтобы перейти в других.

Об опасности современного неообновленчества

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - апрель, 2008 г.

Святые отцы двенадцати соборов разных веков особыми определениями призывают «святителей, священников и всех людей (т.е. мирян), как говорит преподобный Иосиф Волоцкий, не входить ни в какие сделки с противниками истины и совести». Неужели после этого кто-то, ссылаясь на благословение своего духовного отца, дерзнет вменить ни во что слово Христа и всей Церкви?

Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала "Русский Дом" - февраль, 2007 г.

Семья в век глобализации

Протоиерей Александр Шаргунов

Мир становится единым. Но этот процесс связан с небывалым ростом и распространением зла. И об этой опасности для семьи, для всего человечества мы должны говорить прежде всего. Зло становится все более организованным, и в нем все более зримо присутствие организующего его.

Коллективный Смердяков в Церковной ограде

Протоиерей Владимир Переслегин

На конференции «Таинство Брака – Таинство Единения», состоявшейся 2 января в Санкт-Петербурге, реформаторами поруганы основы нравственного учения Православной Церкви: учение о девстве, монашестве, христианской семье, чадородии. Опубликовавшая материалы обновленческой конференции «Вода живая», сайт Санкт-Петербургской Епархии, оказалась струей керосина, направленной в очаг возгорания. Потушить пожар будет трудно. Церковь в опасности.

Нравственному учению Церкви нанесен жесточайший удар

Роман Вершилло

Из уст троих священнослужителей: архим. Ианнуария (Ивлиева), прот. Георгия Митрофанова и иерея Владимира Хулапа - прозвучала хула на девство и Таинство брака. 2 января 2008 года на "просветительской" конференции "Таинство Брака - Таинство Единения" в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Санкт-Петербурге данные священники выступили единым фронтом против нравственного учения Христианской Церкви.

Скорбное бесчувствие

Роман Вершилло

Среди откликов на Обращение епископа Диомида Анадырского и Чукотского выделяется "Богословский ответ на "письмо епископа Диомида" Юрия Максимова. Автор не хочет вдумываться в сказанное еп. Диомидом и считает, что вере и Церкви ничто не угрожает.

Игумен-обличитель
О мнениях игумена Петра (Мещеринова)

Роман Вершилло

На протяжении нескольких последних лет большой интерес вызывают сочинения и отдельные высказывания игумена Петра (Мещеринова), руководителя Миссионерского молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре.

Архиепископ Марсель Лефевр

Протоиерей Александр Шаргунов

Вступительная статья к книге:
 архиеп. Марсель Лефевр. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб.: Издательство "Владимир Даль", 2007

Хорошо яичко ко Христову Дню

Протоиерей Владимир Переслегин

Нас часто спрашивают, как православным христианам относиться к "чину покаяния в Тайнинском"... Ответ: относиться следует отрицательно.

«Мученик долга»
Ко 150-летию со дня рождение великого князя Сергея Александровича

Протоиерей Александр Шаргунов

Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия
блж. Августин Иппонийский

От смерти к жизни
Интервью Протоиерея Владимира Переслегина корреспонденту газеты «Чехов сегодня» Н. А. Мотиной

Идейки в клетке
Роман Вершилло

В наше время, кажется, нет недостатка ни в безумствах, ни в глупостях. Но есть такие человеческие мысли, которым место разве что за решеткой...

Духовное состояние русской эмиграции
Доклад Всезарубежному Собору 1938 г.
Cв. Иоанн Шанхайский

Объединение - в единении
Заметки по поводу статьи протопресвитера Валерия Лукьянова "Объединение или единение?"
Протоиерей Александр Шаргунов

Бизнес на Иуде
Новоявленное "Евангелие" раскручивается в коммерческих целях

Экуменика на фоне православной литургики
Протоиерей Михаил Помазанский

На днях в Издательском совете Русской Православной Церкви прошла дискуссия об новоизданных "Дневниках" о. Александра Шмемана. В этой связи мы предлагаем следующий материал известного богослова о. Михаила Помазанского... далее

Против иудеев. Слово первое
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово второе
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово третье
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово четвертое
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово пятое
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово шестое
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово седьмое
Св. Иоанн Златоуст

Против иудеев. Слово восьмое
Св. Иоанн Златоуст

О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова
Роман Вершилло

В лекциях профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова, распространяемых в виде аудиозаписей, им излагается учение, в корне отличное от православного... далее

Ничего нового
Роман Вершилло

Надо сказать себе раз и навсегда: в Христианском вероучении нет нерешенных вопросов, нет так называемых проблем. Все ответы в Христианстве уже даны в учении Спасителя...

Нравственный порядок и человеческая культура
Роман Вершилло

Культура, в широком смысле этого слова, создана человеком для взаимопонимания... далее...

 

Радость Пасхи и одна радиопроповедь

Роман Вершилло

 

Невидение духовной реальности

Протоиерей Александр Шаргунов

В преддверии канонизации Царя Николая II профессор Московской Духовной Академии А. И. Осипов поместил в калужском епархиальном журнале большую статью, отвергающую святость Царя-мученика. Такое выступление не должно остаться без ответа. Мы предлагаем читателям беседу корреспондента Алексея Николаева с протоиереем Александром Шаргуновым, представляющую собой развернутый ответ на тезисы профессора Осипова.

Без догмата

Роман Вершилло

О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru