Заметки по поводу статьи протопресвитера Валерия Лукьянова "Объединение или единение?"
Вынесенный в заголовок отцом Валерием Лукьяновым вопрос: "Объединение или единение" - мы решаем так же, как он. Разумеется, единение.
Единение предполагает совпадение оценок современной общественно-церковной ситуации.
На наш взгляд, адекватная оценка мирового апостасийного процесса, отношения к нему Православной Церкви отсутствует в статье протопресвитера Валерия Лукьянова. Все "разделяющие нас вопросы" сводятся у него к Декларации митрополита Сергия и экуменизму. Как будто выбора "между наивностью сопротивления и мерзостью согласия" до так называемого "сергианства" не существовало. И не будет уже никогда существовать. И как будто в России православные живут в окружении инославных, как в Америке и в Европе.
Несмотря на декларируемое РПЦЗ бескомпромиссное Православие, сомнительно, чтобы она могла научить Московскую Патриархию противостоянию растлению и сатанизму, исповедничеству в новых современных условиях. Члены РПЦЗ имеют опыт сосуществования с этими явлениями (сатанизмом, содомией, развратом, масонством, сионизмом, культом денег, индивидуализмом) в своем государстве. Их опыт в этом для русских людей, членов Московской Патриархии, может оказаться смертельно губительным, потому что в России все это зло насаждается государственными структурами и носит тотальный характер. У нас нет возможности "люфта", как это имеет место в демократических (пусть и плохих!) государствах Европы и Америки.
Против растления и содомии, - например, в США - борются протестантские организации. Об аналогичной, сколько-нибудь заметной деятельности РПЦЗ нет никаких сведений. Странно было бы отвергать такого рода экуменизм - сотрудничество с протестантами против единого, самого опасного врага для рода человеческого. (Что касается "богословского", лучше сказать, "дипломатического" экуменизма некоторых функционеров РПЦ - следует признать, что он не оказывает никакого реального влияния на жизнь Церкви Московского Патриархата - на 99,9% ее клириков и прихожан).
Безразличие к сущности современного Российского государства для современной Православной Церкви губительнее, разрушительнее пресловутой лояльности к атеистическому советскому государству. Лояльность к растлению детей как государственной политике или геноциду русского народа рядом не стоит с сергианским: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи".
В свое время РПЦЗ устами своих выдающихся иерархов и священников святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева), протоиерея Михаила (Помазанского), иеромонаха Серафима (Роуза) - верно оценивала с точки зрения Православия основные проявления мировой битвы добра и зла. Но то, что было верно еще двадцать лет назад, сейчас стало лишь частью церковной и мировой истории. Новую революцию, никак не сравнимую по масштабам с революцией 1917 года (глубина подрыва основ человеческого существования - личности, государства, семьи; телевидение, СМИ - вездесущи, интернациональны, могущественны), РПЦЗ предпочла не заметить, а Московская Патриархия не проявила в официальных своих заявлениях должной последовательности. В таких условиях подвиг новых мучеников и исповедников Российских, вместо того, чтобы вдохновить на мужественное противостояние сегодняшнему злу, может превратиться в некую благочестивую абстракцию. Последним пророком РПЦЗ был отец Серафим (Роуз), но мир поистине с тех пор пережил "революцию зла", превосшедшую все предвидения отца Серафима.
Отец Валерий Лукьянов сетует, что не получилось диалога двух частей Церкви - дескать, говорит только Московская Патриархия. Но что или кто мешает "свободной" части Русской Православной Церкви сказать обличительную правду о сегодняшнем мире? Где они, наследники тех, кто подготовил и прославил подвиг Царственных и всех новых мучеников и исповедников Российских?
И та, и другая части Церкви, находятся в одинаково тяжелом положении и, несмотря на общее великое наследие, одинаково ослаблены духовно. В этих условиях, разумеется, лучше объединение, чем разъединение. Необходима консолидация всех здоровых сил Церкви. Чего мы ждем от этого объединения? Чтобы православные христиане в России, в Европе и в Америке могли совместно служить и молиться друг с другом. Чтобы обе части Церкви осознали великую ответственность Православия за спасение многих. И взаимно помогали друг другу в противостоянии новой, не имеющей аналогов общей угрозе.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"