- На Архиерейском Соборе 2000 года, где были прославлены новые мученики и исповедники Российские, была принята так называемая «социальная концепция». В основу ее были положены слова апостолов из книги Деяний, процитированные в определении Собора: «Должно повиноваться более Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Как известно, именно это помогло многим священнослужителям и мирянам Русской Зарубежной Церкви развеять последние сомнения относительно соединения с Московской Патриархией. Теперь у «зарубежников» уже не было повода обвинять наших иерархов в соглашательстве с безбожной властью и апостасии. Мы радуемся долгожданному объединению, но время от времени все-таки возникает вопрос: так ли все гладко в жизни, как на бумаге?
(М. Берлизев, г.Санкт-Петербург)
- В жизни все всегда трудней и сложней. Но важнее всего - чистота принципа, твердый ориентир истины, благодаря которому, даже отступив от верности Христу, можно с покаянием снова возвратиться к Нему.
«Должно повиноваться более Богу, нежели человекам», - твердо возвещает апостол Петр первосвященнику и всему собравшемуся Синедриону. Это очень опасное слово. Оно относится ко всем временам и ко всем обстоятельствам, и может встретиться с яростным отказом людей принять это слово. Оно невыносимо для мира - в том смысле, в каком Священное Писание обозначает участь человечества, отвергающего Бога. И вот на что обратим внимание. Какая разительная перемена произошла с апостолами по сравнению с днями, когда они прятались «за дверями затворенными» «страха ради иудейска»! Но пришла Пятидесятница. Отныне они - камень веры (и все христиане призваны быть таковыми), на котором Христос созидает Свою Церковь.
Мы все близки к ситуации, перед которой ставит нас книга Откровения. Мы участвуем в противостоянии между тем, что Апостол называет свободой истины и интересами государства. Сегодня государство может становиться частью мировой экономической и финансовой системы, насаждающей образ стандартизированной жизни, «единомыслия» без Бога. Для него Церковь - только узор, украшающий эту систему. Мы все знаем об отказе от христианских ценностей в Конституции объединенной Европы. А Христос говорит ревнителям «системы» своего времени: «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). И ответ Ему дается типичный для всех «систем»: «Мы семя Авраамово». Не имеет значения, какой человеческий институт будет точно так же реагировать в конце истории на Того, Кто претендует быть несравненно более высоким и более объединяющим, чем кто бы то ни было. Это может происходить даже в Церкви - постольку, поскольку она не только Божественное установление, но тоже человеческий институт. Эта реакция, это утверждение истины самой по себе, в себе и собой одним фактом своего существования (и обладанием властью) есть противоборство Христу. Христос был убит из-за этой реакции, для мира было невыносимо слышать, что Он принес истину «не отсюда» (Ин. 18, 36), что Его истина выше, чем любая система, какой бы она ни была. Враги Христа воспринимали Его слово как «кощунственное» и «богохульное», потому что оно подрывало систему. «Прежде чем Авраам был, Аз есмь», - говорит Христос (Ин. 8, 58). Так до этого уже пророчествовал Иоанн Креститель: «Из камней сих Бог может воздвигнуть чад Авраамовых».
Противостать существующей системе, открыть в ней пролом - значит обрушить все здание, которое строится на иллюзии быть всеохватывающим, универсальным, абсолютным. В дивном, исполненном таинственности видении Апокалипсиса о поклонении всякого создания, находящегося на небе и на земле, Сидящему на Престоле и Агнцу - на совсем другом языке возвещается то же самое (Откр. 5, 11-14). Основание истины, единственное абсолютное основание, находится в Самом Боге. Строящему свою жизнь на абсолютном основании нечего бояться, даже «второй смерти» (Откр. 2, 11). Мы знаем, как поразительно это раскрылось во времена ни с чем не сравнимых гонений на нашу Церковь в минувшем веке. Не напрасно сказано о мучениках Христовых: «Были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча… - те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11, 37-38).
Сегодня нам в свою очередь задается вопрос: на ком, на чем реально основано наше личное существование, жизнь нашей семьи, наш общественный выбор? Действительно ли мы устремляемся к Царству Божию? Мы еще не поставлены перед выбором рисковать жизнью ради Христа. Но есть немало в нашей жизни того, чем мы можем и, видимо, должны рисковать: наше благополучие, наша безопасность, наша репутация. Прежде всего нам угрожает всякого рода конформизм, все наши якобы непоколебимые ценности этого мира. Какое представление о счастье и успехе составили мы для себя, для наших детей? Слышим ли мы, применяем ли к жизни эти как никогда актуальные слова Апостола: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах» (Флп. 3, 18-20).
- Как Вы думаете, почему столь многие из приходящих в Церковь ограничиваются самой поверхностной духовной жизнью? Я понимаю, что десятилетия госатеизма сделали свое дело, и сегодняшняя неутомимая пропаганда греха как нормы - то, о чем Вы всегда говорите, - не может оказаться бесследной. Но ведь нельзя же все время ссылаться - и это тоже одна из Ваших любимых мыслей - на неблагоприятные внешние обстоятельства.
(Елена Камышина, Оренбургская обл.)
- Однажды я беседовал с человеком, с головой захваченным деловой жизнью. Он вдруг сказал мне: «Чего Вы хотите? У нас не остается времени на то, о чем Вы говорите, - на серьезную духовную жизнь». Никогда я не забываю, и не могу забыть этих слов. Как они жестоко правдивы! Нет времени ходить в храм, нет времени молиться, читать Писание, размышлять о жизни. Нет времени любить так, как Христос говорит, нет времени жить. В конце концов, вопрос ведь не в количестве молитв и не в том, какой род занятий мы избрали. «Любить Бога, - говорит преподобный Силуан Афонский, - никакие дела не мешают».
У Бога всегда есть время любить, любить нас, и в этом наша надежда, наше спасение, наша жизнь. Но исполненные погоней за удовлетворением своих амбиций, желанием успеха, жаждой денег, своими пустотами и завистью, своими страстями, мы не имеем времени жить, то есть любить.
И в этом есть что-то очень жестокое. Блаженны, трижды блаженны те, кто узнаёт, что любить любовью, которою Бог нас любит, требует времени, и что верность такой любви заставляет нас без конца учиться в школе Того, Кто прошел среди людей путь любви, концом которого был Крест.
- Дорогой отец Александр! В своих предвыборных программах все партии как один обещают для народа материальное процветание. Понятно, что это более чем актуально. И также памятна известная шутка Бисмарка о том, что никогда так много не врут, как после охоты и перед выборами. Но вот что поразительно: практически никто ничего не говорит о несравненно более страшном национальном бедствии - о духовной и нравственной гибели наших детей и молодежи. Извините, но впечатление такое, будто речь идет не о людях, а о скоте - накормили, и все в порядке. Я долго думал об этом, пока не понял, что точно такая же картина уже давно наблюдается во всех «передовых» странах мира, по образцу которых стараются все делать и у нас. Такой общепринятый запрет говорить о самом главном, несомненно, проистекает от так называемого «демократического выбора». При этом можно прикрываться патриотической риторикой и твердо держаться «демократического курса». Вся проблема в этом. Верная своим истокам, современная демократия, берущая начало в европейском Просвещении, решительно хочет быть оптимистичной и плюралистичной. Ее афишируемая вера в прогресс, ее желание земного счастья и упадок нравов, ее требование уважать разнообразие мнений и верований - все это запрещает ей принципиально вести какой-либо властный разговор о нравственности. Вспоминается пророческое слово святителя Феофана Затворника: «А властное "вето" сказать будет некому». Таким образом, злу, как Вы часто об этом говорите, дается беспрепятственное развитие. Да и сами западные (а теперь и наши отечественные) политологи отмечают, что демократия, в полном согласии со своими принципами, «не исповедует морали». Определение того, что есть добро или зло, предоставлено отдельным группам, и, в конечном счете, личной совести каждого. Мой вопрос - очевидно, риторический - не есть ли это прямая дорога человечества к царству антихриста?
(Г. Большаков, г. Москва)
- Вы справедливо пишете, что молчание, которое противостоит сегодня росту зла, имеет далекое происхождение. Но это не все. Современное общество не удовлетворяется всеобщим игнорированием вопроса добра и зла, оно полагает его устаревшим и бессмысленным. И в этом присутствует некая воинственность. В целом - отрицание того, что мы говорим о росте зла («не надо сгущать краски»), или даже острая ирония («кому нужно это ужасное морализаторство»).
Итак, определение что есть зло - не дело всех, а каждого в отдельности. Коллективно мы теперь «за пределами зла». Современный мир достиг этой запредельности, где сущностному определению добра и зла нет места. Царствует общепризнанное неписанное право - судить по себе самому. Такой откровенный солипсизм защищается тем, что «мораль субъективна». «Это мой выбор!» - те, кто смотрит телевизор, наверняка найдут популярную передачу с таким заголовком. Это уже аксиома. Идет ли речь о гуманитарных науках, о суде, о биоэтике, о литературе, о кино, о текущей политике, о чем угодно - уже не думают о какой-либо связи с нравственными ценностями. Это торжественное отрицание, этот навязываемый всем релятивизм становится формулой, паролем, открывающим все пути. Ясно, что в этом контексте реальность становится столь же «относительной», как и зло.
И вот еще о чем следует задуматься. Общая иллюзия заключается в том, что поскольку о зле больше не говорят, его больше не существует. То же самое следует сказать о все более нарастающем одичании, которое воспринимается многими не более правдоподобно, чем некогда существование диавола с рожками. Поистине, это общепринятое и опасное заблуждение, потому что человечество полагает себя защищенным от варварства только потому, что не видит больше его нигде. Самый блестящий успех варварства - заставить нас поверить, что оно не существует, что все - только «культура», как они говорят. Точно так же как самый большой успех диавола - заставить нас поверить, что его нет.
Но в этом-то и заключается ловушка. Чем больше мы забываем о зле, тем сильнее оно проявляет себя. Люди делают из зла зрелище. Люди отказались думать о зле, но никогда еще так зачарованно они его не рассматривали. В этом абсурд рационального порядка, из которого как будто нет исхода. Но это «рассматривание зла», эта реклама греха и насилия на телевидении оказывает разрушительное влияние на духовную атмосферу мира, все более нарушает нравственное равновесие детей и молодежи. Кто-то при этом яростно защищает свободу творения. Только в ней, говорят они, и заключается «нравственный порядок» мира. Единственное, что они оставляют в стороне, - принципиальный вопрос: почему за эту пропаганду зла так дорого платят - во всех смыслах слова? Почему все устойчивей становится вкус у людей к рассматриванию зла? Противоречие поистине пугающее: все большее возрастание зла в мире, и почти полное отсутствие размышления о нем. Люди больше не думают о зле, но показывают его и смотрят на него как еще ни одно поколение в человеческом роде. Некоторые «аналитики» (на Западе они могут быть даже из числа католиков и протестантов) утверждают, что таким образом современное общество через эти вакханалии в СМИ освобождается от зла, носителем которого оно себя ощущает. То есть, что бы это ни стоило, должна быть предоставлена свобода творению, должно быть дано место и диаволу, который должен же где-то быть. Во всяком случае, не следует ничего драматизировать.
Но специалисты по криминологии и психиатры свидетельствуют об ином. Большинство серийных убийц (в том числе такие наши знаменитости как Чикатило и Пичужкин) признаются, что прежде совершения преступлений они воспитывались и вдохновлялись фильмами ужасов. Из Америки в Европу, далее в Россию и далее везде движется этот призрак смерти. Особенно популярен исполненный двусмысленности персонаж, представляющий Добро, и служащий Злу.
февраль, 2007 г.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"