Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

БОГОСЛОВИЕ

Пред Крестом и Евангелием

В издательстве "Даниловский благовестник" вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова "Пред Крестом и Евангелием". В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге.

Православная служба — пассия (греч. «страдание») — была составлена относительно поздно, в середине XVII века. Однако с самого начала эта служба была с любовью и благоговением воспринята православным народом.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов) — как правило, по воскресным вечерам Великого поста. За каждой пассией прочитываются Евангелия о страданиях Христовых: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.

Некоторые священники уклоняются от служения пассий, считая, что они католического происхождения. Их предубеждение ошибочно. Достаточно сказать, что митрополит Петр (Могила), один из первых создателей этой службы, пропагандировал ее в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Во все времена наша Церковь смело заимствовала различные формы совне, если можно было с их помощью успешней донести до людей благовестие Христово. Так в древности православные переняли у ариан крестные ходы и антифонное пение, которыми еретики привлекали к себе простой народ. Так была установлена литургическая дата Рождества Христова — 25 декабря (по старому стилю), чтобы обратить взор язычников от солнца, которому они приносили поклонение в день поворота зимы на лето, к Солнцу правды — Христу. Так чин погребения перед Плащаницей Божией Матери — одно из драгоценнейших богослужений Православной Церкви, несмотря на его позднее происхождение.

Ранний чин пассии отличается краткостью и строгостью. Нет ни канона, ни акафиста, с их попыткой затронуть наши чувства реалистическими подробностями распятия. В то время как более всего необходимо трезвенное предстояние перед тем, что совершил Бог нашего ради спасения. Основная часть службы — Евангельское повествование о Страстях Христовых. Мы приглашаемся к молитвенному созерцанию тайны Креста. Чтение Евангелия следует после уставной вечерни и обрамляется стихирами Великой Пятницы: «Тебе одеющагося светом яко ризою» и «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго». Эта простота чина создает особую выразительность. Слово Божие заполняет все, занимая подобающее ему место в наших умах и сердцах. А немногие, лучшие из сокровищницы Страстной Седмицы молитвы помогают лучше воспринять его. Многословие, даже молитвенное, как ни странно, в данном случае может только ослаблять воздействие Евангелия. В конце службы все молящиеся с благоговением подходят поклониться перед Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма. Такие пассии — наше стояние как на исповеди перед Крестом и Евангелием. И благословение Церкви на новую седмицу Великого поста, который весь — покаяние перед Крестом и Евангелием. По традиции эти богослужения непременно сопровождаются проповедью об Искуплении. Всегда, а сегодня особенно, необходимо это миссионерское просвещение — прежде всего внутри Церкви, и прежде всего в самом главном, что она хранит. В данной книге собраны избранные проповеди протоиерея Александра Шаргунова, произнесенные на пассиях за 35 лет его священнического служения.

Вместо предисловия

 

Христос — на Кресте. Бог Живой вошел в глубину человеческого страдания, в смерть, в грех, во все наши искажения и нашу незавершенность. Бог вошел в нашу жизнь, чтобы все сделать совершенно другим, чтобы грех больше не был грехом, и смерть не была больше смертью. Чтобы человеческая судьба перестала быть безысходной. Человек в лице Иисуса из Назарета, Праведник, ответил на зов Бога Живого. Он взял на Себя грех мира. Это значит — Он абсолютно отделил Себя от греха мира, от всего, что есть злоупотребление властью, идолопоклонство, неверие, нечистота, материализм, ложь. Сказал «нет» всему греху мира, всему, что связано со смертью.

Крест Христов — встреча Бога, входящего в человеческую смерть, и человека, страждущего Слуги Господня. Это не просто переворачивающая душу смерть, какой бы она ни была. Смерть Христова — событие, столь же значительное, как творение мира. Мы призываемся увидеть глазами веры, что произошло между Богом и людьми в этот день. Повествование Евангелия о Страстях Христовых дает нам ключ к этой тайне. Оно касается наших глубин, нашей свободы, самого главного в нашей жизни. Того, что делает нас осмысленными существами, открытыми истине, ищущими Христовой любви. Как можем мы воспринять это слово?

Недостаточно его услышать, надо его исполнить. Глубоко войти во встречу Бога, взявшего на Себя наши страдания, и Человека, отделившего Себя от греха мира. Прежде всего надо увидеть в Кресте Христовом точку опоры, с помощью которой мы можем перевернуть свой мир и решиться встать у Креста Христова. Так далеко пойти в доверии Богу Живому, как только открывает нам Крест. Чтобы среди бурь этого мира он стоял якорем нашей жизни. И затем, день за днем, следуя за Господом, говорить «нет» (не одними устами) всем попыткам строительства жизни без Бога. Всему, что опирается на подтасовки, на ложь, на материализм, на идолопоклонство. Потому что у человека всегда есть возможность поклонения не Кресту Христову, а идолам. Христос оставил их до времени в мире, чтобы многими скорбями мы приобщились Его Кресту.

Каждый человек без исключения стоит перед Крестом Христовым. Тем, кто воспринимает его с сомнением или безразличием, кто смотрит на Крест Христов, не видя его, Церковь говорит: «Может быть, это ваш решающий час, возможность выйти из состояния сна». Тем, кто уже вместе со всеми приносит поклонение Кресту, но боится слишком глубоко войти в его тайну, потому что это потребует такого разрыва с грехом, такой жертвенной отдачи, на которую страшно отважиться, — Церковь говорит: «Пришло время явить мужество. Если блеснула вам хоть капля благодати, идите туда, куда зовет вас свет, не колеблитесь, сбросьте с себя греховные узы». Тем, кто верует в Крест Христов и, тем не менее, мучим неверием в свое спасение из-за постоянных поражений, кто думает: «Слишком велика моя вина, нет мне прощения», — Церковь говорит: «Крест Христов, перед которым мы предстоим, — благовестие Божия долготерпения. Сколько бы ты ни падал, снова вставай и начинай сначала. Ты знаешь, где свет, иди к нему. Крест Христов — свет, в котором нет никакой тьмы. Где покаяние, всегда рядом прощение — даром Креста». Тем, кто сокрушен скорбями, кто побеждаем унынием, Церковь говорит: «Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и бессмыслицы жизни. Среди бессердечия и ненависти он может помочь узнать возможность новой любви. И понять, почему “прииде Крестом радость всему миру”».

Среди крушения всего Крест укрепляет нашу надежду, возвращает нам мужество быть христианами. Как бы ни безумствовал мир, мы знаем, что Крестом Христовым повернулось однажды течение истории. И мы знаем — благодатью Креста и Воскресения, — что Христос спас людей.

Радость, исходящая от Креста Христова, переполняет Церковь. Но и печаль — оттого что столь многие не решаются идти за Господом путем совершенного отделения себя от всякого греха. Не зная неисследимой глубины Креста. Для них Крест Христов символизирует любовь к скорбям и презрение к жизни. В то время как Крест Христов — торжество жизни и то, что придает смысл скорбям. Сам Христос говорит о соблазне Креста. Но это путь, избранный Богом. Поражение Христа — Его победа. Свет воссиявает среди самого черного мрака.

Протоиерей Александр Шаргунов

17 февраля 2011 г.


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru