Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика |
В московском кинотеатре "Пушкинский" прошла премьера фильма "Матрица: перезагрузка" (The Matrix Reloaded). Это продолжение знаменитого блокбастера 1999 года, на котором создатели не собираются останавливаться: третья серия, "The Matrix Revolutions", уже снята и выйдет в прокат в ноябре.
"Матрица" отличается от прочих аналогичных киномеханизмов по сколачиванию миллиардных состояний тем, что за ней стоят талантливые и циничные братья Вачовски, начавшие карьеру отличным триллером "Связь" (Bound), а потом быстро сообразившие, что с таких фильмов никакого навару, кроме критических восторгов, не будет. Поэтому приятное, но малодоходное ощущение собственной гениальности они решили обменять на более твердую валюту и, не особенно напрягаясь, изобрели матрицу и сопутствующую ей мифологию. Я ее, честно говоря, не до конца понимаю, да и знатоки ее сходятся во мнении о необъяснимости и неопределимости матрицы. По-моему, это такая штука, машина не машина, программа не программа, которой нужны миллионы человеческих тел, чтобы из них вырабатывать электричество себе на пропитание. Пока людишки спят, она насылает на них видения, что они будто бы живут активной и полноценной жизнью. Осталось неспящих 250 тысяч, которые окопались в подземном городе вблизи земного ядра, где еще не совсем холодно. Но матричные машины уже роют землю, чтобы всех захапать. Противостоят матрице три главных героя - Нео (Киану Ривз), Тринити (Кэри Энн Мосс) и здоровенный негр Морфеус (Лоуренс Фишборн). О том, какие именно способности требуются от актеров, нетрудно догадаться по фронтовым сводкам со съемочной площадки: Кэри Энн Мосс сломала ногу, Лоуренс Фишборн растянул руку, Хьюго Уивинг (один из агентов матрицы) вывихнул шейный позвонок. Преимущество "Матрицы" перед другими боевиками в том, что ее персонажи не просто дерутся, а с зависаниями в воздухе, когда движения тел замедляются с помощью компьютера, поэтому если в обычных фильмах просто невозможно ничего разглядеть во время драк, то в "Матрице" все очень членораздельно и наглядно. В промежутках между боями персонажи обмениваются репликами, мудрость которых должна производить неотразимое впечатление на полусформировавшийся умишко не слишком продвинутого подростка.
Как и в случае со всеми суперпупермегапроектами, в "Матрице" интересней не то, что в кадре, а то, что осталось за его пределами. Не хотелось бы впадать в мракобесие, но суеверная "Матрица", пропагандирующая тотальный детерминизм и взаимообусловленность всех явлений, сама на это настраивает: связанные с ней люди как-то особенно активно покидают этот мир. Певица Алия, утвержденная на одну из ролей, разбилась в авиакатастрофе; Глория Фостер, играющая предсказательницу с лицом старенькой Уитни Хьюстон, во второй серии успела сняться, а до третьей уже не дожила. С 99-го года преследуют несчастья Киану Ривза, во многом благодаря которому "Матрица" существует и развивается. Он ведь не только кувыркается и летает, как торпеда или самонаводящаяся ракета, но и собственноручно свои кувырки оплачивает. Кажется, на первую серию он отстегнул кровных миллионов десять и спас от сворачивания оба сиквела, на которых надорвались и обанкротились несколько фирм, изготавливающих спецэффекты. В какой-то момент продюсеры перепугались, что за эти эффекты (а "Матрица" только из них и состоит) они вообще расплатиться не смогут, и если бы Киану Ривз великодушно не отказался от своей доли с продажи билетов, составившей $38 млн, неизвестно, что было бы.
Зато теперь без всякого оракула известно, что будет. Взрослые человеческие особи, понимающие цену "Матрицы", как-нибудь потерпят, что 90 % московских кинотеатров в течение, поди, всего лета будут ею оккупированы и остаться вне ее будет нелегко. Взрослый рассудок это зрелище переварит, вырвется из-под его дьявольской магии и вернется обратно, в состояние адекватности. А дети лет 14, для которых "Матрицы" изначально и делаются, вырастут в неведении, что бывает еще какое-то другое кино, кроме таких перекачанных на кинопленку компьютерных игр. Так что очень хочется верить, что производители и распространители "Матрицы" в аду будут жариться на одних сковородках с растлителями малолетних.
Лидия Маслова
"Коммерсант"
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"