Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика

 

Выставка

Икона и топор

Василий Лысенко

 

В воскресенье, 21 сентября, православные христиане отмечали великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Дева Мария, которая по Промыслу Божию чудесным образом родила и воспитала Спасителя, со времен апостолов и древней церкви пользуется огромным почитанием во всем христианском мире. Ранним мусульманам, например, даже казалось, что христиане обожествляют Мать Иисуса, включая Ее в число лиц Святой Троицы. Церковь прославляет Богородицу, через которую воплотившийся Бог Сын получил свою человеческую природу, как "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим", тем самым ставя Ее в небесной иерархии превыше ангелов и архангелов.

Нужно отметить, что в Православной, особенно в Русской, Церкви, в нашем народе почитание Божией Матери всегда было поистине безграничным. Ни в какой другой стране мира не явлено столько чудотворных икон Небесной Царицы. Россию даже называли Уделом Пресвятой Богородицы.

На католическом, а затем и протестантском Западе тенденция к некоторой десакрализации Матери Иисуса проявилась еще в средние века. Дальнейшая безудержная секуляризация всех сторон жизни западного общества принесла совсем уж уродливые плоды. Сегодня урожденная католичка, ставшая сугубо "материальной девушкой" и удачливой полупорнографической эстрадно-киношной дивой, без всяких проблем может присвоить себе имя Мадонны, зарегистрировать его как личный товарный бренд и даже потащить в суд монастырский католический госпиталь, названный в честь Девы Марии.

Увы, бездумное подражание наихудшим гримасам западной цивилизации привело к тому, что в России теперь случаются вещи и похуже. В номере от 28 января этого года в статье "Картинки с выставки" наша газета уже обращалась к ставшей актуальной теме разгула богохульства и грубого оскорбления религиозных чувств православных верующих под конституционной "крышей" свободы совести, творчества и самовыражения. Тогда не в меру продвинутые художники устроили в сахаровском правозащитном центре откровенно провокационную выставку "Осторожно, религия!" Богохульное мероприятие было бы логичнее назвать "Осторожно, православие!", так как среди представленных для глумления и осквернения "экспонатов" не было святынь неправославных вероисповеданий и нехристианских религий. Впрочем, его участники всегда были тверды и последовательны в своих убеждениях - один из главных героев скандальной выставки некто Тер-Оганьян ранее прославился тем, что публично рубил топором православные иконы. И на этот раз приготовленное "художественное" блюдо оказалось антиправославным и действительно до синевы тухлым. С помощью ножей, непотребных надписей, рисунков и тому подобных концептуальных "художественных" приемов актуальные живописцы осквернили Распятие, иконы Богородицы и православных святых, надругались над Таинством Причастия.

Нечто подобное несколько столетий назад тайно проделывали антиправославные еретики, например богомилы и стригольники. Тогда их считали извергами рода человеческого. Позже иконы оскверняли и уничтожали воинствующие богоборцы - большевики, которых в эпоху свободы слова принято обличать смело, бескомпромиссно и с должной суровостью.

Как теперь оказалось, то, что не прощается темным комсомольцам 20-х годов, вполне позволительно просвещенным и утонченным эстетам начала третьего тысячелетия. После того как несколько возмущенных и оскорбленных прихожан храма Святителя Николая в Пыжах залили краской богохульные экспонаты и оставили на стенах нелестные, хотя и вполне приемлемые для печати, отзывы об устроителях и авторах выставки, известные правозащитники и борцы с большевизмом, а также весьма значительная часть прогрессивных средств массовой информации потребовали уголовного преследования "православных погромщиков и вандалов". То, что орудиями "погрома" являлись баллончики с аэрозольной краской, а в качестве инструментов творчества художников использовались ножи и топоры, правозащитников ничуть не смутило.

Недавно уголовное дело против прихожан храма Святителя Николая было прекращено по решению суда. Однако в преддверии праздника Рождества Пресвятой Богородицы, чьи иконы были осквернены на выставке, известные защитники прав человека Л.Алексеева, Е.Боннэр, С.Ганнушкина, С.Ковалев, Ю.Самодуров, Л.Пономарев и даже бывший православный "батюшка" Г.Якунин официально потребовали от Генпрокуратуры РФ вновь возбудить уголовное дело в отношении "погромщиков".

По сообщению агентства "Интерфакс", авторы "сигнала" в прокуратуру отмечают, что "насилие не может использоваться для решения религиозных споров" и сравнивают поступок православных прихожан с уничтожением талибами статуй Будды в Афганистане. С художниками, конечно, никто не спорил по причине неясности их религиозных убеждений. О них можно лишь догадываться. Но с первым замечанием правозащитников трудно не согласиться. Рубить, резать и осквернять иконы, глумиться над таинствами - это действительно не самый удачный метод ведения богословской дискуссии с православием. Ничем не спровоцированное демонстративное уничтожение икон как раз и можно сравнить с разрушением священных для буддистов реликвий, осквернением мечети или поджогом синагоги.

Мы живем в свободной демократической стране и, конечно, любой человек, пусть даже заслуженный диссидент СССР, имеет право сигнализировать "куда надо" и просить органы кого-нибудь посадить. Заявителей вполне можно понять: прихожане вроде бы действительно воспрепятствовали конституционному праву художников самовыражаться и нести в массы то, что они считают искусством. Но ведь и погром на национальном кладбище при желании вполне можно представить как новаторский высокохудожественный перформанс или вежливое приглашение к плодотворному теологическому диспуту.

Не так давно на одном из московских перформансов художники принародно зарезали барана. Сей безусловно прискорбный факт вызвал взрыв справедливого негодования в среде защитников прав животных. Тогда ни поборники прав человека, ни представители прессы не рискнули оправдывать действия актуальных анималистов. Интересно, если бы кто-нибудь из "зеленых" попытался физически воспрепятствовать закланию несчастного овна, требовали бы правозащитники уголовного наказания для зарвавшегося вандала-гринписовца? Подозреваю, что нет - в нашем отнюдь не вегетарианском мире права животных, как кажется, вызывают гораздо больше сочувствия, чем права и религиозные чувства православных верующих.

В современной России, как и в худшие времена государственного атеизма, можно безбоязненно глумиться над иконами и требовать отправки за решетку неблагонадежных личностей из числа несогласных со столь радикальным способом "решения религиозных споров". Споры решаются по-другому. Неизвестно сколько ценителей актуального искусства посетили выставку "Осторожно, религия!", чтобы сполна насладиться созерцанием изуродованного лика Царицы Небесной. Но, наверное, не будет преувеличением утверждать, что их все же было гораздо меньше, чем верующих, пришедших в российские православные храмы в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

"МП-Московская перспектива" (23.09.2003)

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru