В праздник всех русских святых мы должны осознать свое величие и достоинство
Быть святым — значит быть с Богом, Который всегда с нами. Стать самим собой на самом деле, а не по видимости только. В праздник Всех святых в земле Русской просиявших мы должны глубоко осознать, в какой исключительной ситуации мы находимся. Что происходит в нашей стране и в мире, что представляло собой значительное число христиан перед Богом накануне революции. Почему Бог попустил ей быть, и почему она сопровождалась не только величайшей святостью мучеников, но и небывалым массовым отступничеством? По какой причине переживаем мы сегодня поражение за поражением? И где исход?
Вам знакома такая картина: «На, Тебе, Боже что нам негоже»? Или: «Еще будет время пойти к Богу! Не надо торопиться умирать, потому что Бог — это то, что на худой конец. Умирать-то все равно придется. Тогда и пойдем к Богу, то есть в другое, совершенно неизвестное нам место». Эти люди не торопятся начать жить по-христиански, потому что им здесь, даже если и очень плохо, — хорошо. Есть чем заняться, есть свои привязанности, свои радости, и что они еще не видели — у Бога? Богу они отдают то, что должны отдавать, — Ему платят положенную подать: десятину на Церковь, десятину на заповеди, десятину на молитву. Но по сути Он Тот, Кто мешает. Он Тот, Кто является препятствием к свободной жизни. Он — чужой. Почти вся наша жизнь проходит вне Его. На закате дней мы начинаем думать о Нем, пытаемся исполнить свой долг перед Ним, но это потому, что у нас нет возможности поступить по-другому. Потому что существует смерть и существует Суд! И оттого что мы не можем их избежать, мы прибегаем к таинствам, которые должны нас освятить более или менее автоматически, в то время как мы продолжаем отдавать Богу, насколько возможно самую малую часть себя. Для нас ясно, что мы стоим на пороге смерти — многие наши ровесники уже отошли в вечность. Мы опечалены кончиной наших дорогих и близких, жалеем их, потому что им пришлось умереть. А мы еще живые! У нас еще есть возможность вкусить радости, которые может нам дать земля. И мы стараемся не думать об этом неизбежном исходе, когда мы должны будем предстать перед этим чужим Богом, Который стесняет нашу жизнь, ограничивает ее, хочет ее отнять.
Не стоим ли мы перед ложным Богом? Не сделали ли мы из Бога — бога с маленькой буквы, идола? И потому истинный Бог не соединяется с нашей жизнью, которая протекает совершенно в другой плоскости. У нас свои сладости и свои радости, своя любовь. И Бог знает, что большая часть того, что мы делаем, не связана с Ним. Мы сознаем разрыв с Богом, но ничего не предпринимаем, чтобы преодолеть его. Сколь многие из нас пребывают в таком мучительном состоянии! Наша жизнь — внешняя видимость. Мы намереваемся совершить решительный поворот, и нам кажется, что мы его уже совершили, хотя все остается неизменным. Конец приближается, Бог ждет нашего глубокого обращения. Пока мы живы, не поздно по-настоящему покаяться, узнать святую красоту жизни с Богом.
Вспоминаются слова блаженного Августина: «О, Красота, Красота, всегда древняя и всегда новая — слишком поздно я возлюбил Тебя, но Ты была во мне. Ты была во мне, а во вне был я. И без Красоты я устремлялся к красотам, которые без Тебя — ничто». Истинный Бог — не во вне, не по ту сторону жизни и смерти. Но Он здесь и сейчас, в сокровенности нас самих, впереди нас. И Он ждет нас в нас, чтобы привести нас к Себе, где мы преобразимся с Ним, и в нас будет Его бесконечная любовь.
Вечность и святость — это наша подлинная судьба. Как мы чужды самим себе, уклоняясь от нее! Святые — это прежде всего те, в ком не было фальши. Они не лгали себе и страшились подмен. Они не жили внешней видимостью. Они поняли, что Царство Божие здесь, в нас. Им дано было увидеть в себе этот неизреченный свет Христовой любви, без которой невозможно жить. И они не шли к богу чужому, они глубоко входили в сокровенные отношения с Богом, Который был Жизнью их жизни. Мы должны узнать даром Духа Святого, что Бог для нас — не угроза, не ограничение. Не изобретатель смерти, которая заставляет нас цепляться за земную жизнь всем своим существом. Потому что у смерти тысячи разных лиц, потому что она — иная для того, кто ее победил, для того, кто соединил свою глубокую подлинность с Богом. И это возможно для нас, это дается нам, и наше призвание заключается именно в том, чтобы победить смерть, отдавая себя Тому, Кто в нас — Источник, текущий в жизнь вечную.
Все наши святые — это бесконечный призыв к подлинности, к осознанию неисследимой тайны нашей жизни. Мы должны понять, что мы не могли бы приобщиться Тайне Бога, если бы наша жизнь не была неисследимой тайной. Мы можем встретить Бога Живого в этом восхождении к самим себе — там, где мы должны постоянно превосходить себя, чтобы достигнуть, наконец, то наше «я», тот образ Божий в нас, который и есть наше достоинство. То общее благо, в сохранении которого должен быть заинтересован весь наш народ, все человечество, потому что в общении с Богом каждый из нас может стать началом подлинной жизни для многих. Мы окружены в храме иконами святых. Неисчислимы имена святых в земле Русской просиявших. Все они умерли давно или совсем недавно, но мы не омрачаемся от этого, мы видим в них не опавшие листья — тех, кто навсегда распрощался с радостями земного существования. Напротив, мы слышим от них призыв к нам — познать самих себя в нашей подлинности. И идти к полному осуществлению нашего человеческого призвания, которое может совершиться только в приобщении Богу.
«Побеждающему, — говорит Апокалипсис, — дам белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И это имя — наше имя, наше вечное имя, имя, которого мы не знаем, потому что человек — непостижимое для самого себя. Мы узнаем наше имя, только перестав слушать себя и смотреть на себя. Когда мы станем взором, всецело обращенным ко Господу. Святые святы в той мере, в какой они освобождаются от самих себя. И они освобождаются от себя в той мере, в какой они вступают в общение с Богом. И только так они становятся самими собою.
В праздник всех наших святых мы должны осознать свое величие и достоинство. Мы не созданы для того, чтобы остаться в нашем себялюбивом «я», мы созданы, чтобы превзойти себя. Чтобы, согласно Откровению, дать всей вселенной войти с нами в это огромное Благословение, где все прославленное творение приносит поклонение перед Престолом Агнца, закланного прежде создания мира, Который самой Своей Жертвой дает нам меру нашего величия и нашей свободы. Какой непостижимый дар — быть христианином! Какое великое будущее предлагает нам Бог! И как прекрасна судьба человечества, соединенного с Богом. К этому зовет нас Церковь — не казаться, а быть, устремляться всегда в передняя, забывая задняя, — к тому подлинному Лику Божию, Который откроется во Христе в час, когда мы узнаем наше настоящее имя. Чтобы когда завершится наш земной путь, молитва Церкви «со святыми упокой» была не просто словами. И если мы хотим узнать сегодня, что такое святость, мы должны сами стать святыми. В этом смысл нашего христианского призвания — дойти до самой сути жизни, приобщиться любви Божией, которая ближе к нам, чем мы сами к себе.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий