О тайне Благовещения и Креста
В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества.
В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта Крестная тайна великих Страстных дней. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «Слово обманутой диаволом Евы, — говорит святой Иоанн Златоуст, — воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник — образ Адама — входит паки в рай».
Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», — молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым — в пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он — Агнец, Который стоит и Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно.
Смерть и жизнь — неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит как лев от Иуды, принося победу, и Он же — закланный Агнец. Скоро мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев». Он — Пастырь бесчисленного стада, и Он — Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием.
Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости противоположных, направлениях — в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Креста. И это значит — туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его бесконечно превыше всего творения и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресшем, где Его бесконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание.
Не существует Бога в немощи по образу человеческому — точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его бесконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи — явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Ее Успении — по дару Христа, во ад сошедшего и с Собою вся воскресившего.
И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «больший всех» и «служащий всем». Через несколько дней Церковь вступает в ликование Христовой победы. Господь заповедует нам, когда мы званы на пир, занимать последнее место — так, чтобы хозяин дома мог сказать: «Сядь повыше». В притче дается совет только о последнем месте, хотя на самом деле речь идет о первом. Но на пиру Царства Божия Христос навеки воссел на первое место, благодаря тому, что Он так занял последнее, что никто в мире не может восхитить это место, которое может занять один Бог. Ибо таково величие и слава Божия, такова Божественная сила, непохожая на представление о силе и славе среди людей. Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним — всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос, и смерть — приобретение.
Протоиерей Александр Шаргунов
7 апреля 2015 года
Добавить комментарий