Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2020 г.
Апостол Павел говорит про Церковь, что она свята и непорочна — «не имущая скверны или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5, 27). А преподобный Ефрем Сирин пишет: «Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих». Как разрешить это противоречие?
И.Ф. Ткаченко, г. Нижний Новгород
Противоречия нет. Церкви принадлежат не только Божия Матерь и святые, но и все мы, грешные. Принятие Духа Святого Божией Матерью рождает в Ней молитву благодарения не только за Себя, но за всех людей всех времен с самого начала творения, не исключая Адама и Еву. Божия Матерь не забывает, что несмотря на тайну, окружающую Ее и раскрывающуюся в Ней, Она — вторая Ева, новое творение, в котором Бог являет силу Своей благодати. Бог дает Ей Свою благодать, но не так, как давал Еве, потому что Сын Божий, рождающийся от Нее, хочет принести жертву Своей жизни среди нас и Своей смерти за людей. Она — часть Божественного замысла Искупления. Она искупленная Богом, избранная от всех родов, но Ей оставлена свобода, Она остается Сама Собой, хотя благодать охватывает Ее так, что Она становится Материю Сына Божия, ставшего человеком, и благодать сопутствует Ей и, значит, всей Церкви.
Но Церковь не забудет о первой Еве. Она будет состоять из грешников, и нередко на ее лице можно будет читать проявление греха, уныния, неверности. Но всегда будет присутствовать в ней лик Пречистой, Пренепорочной Матери и Девы. Если Церковь приемлет дар быть Невестой Христовой, значит, она отдает отчет в том, что она должна быть Небесной, что она призвана быть там, где Христос, ее молитвы, устремленные к небу, возвращаются на землю, принося свой плод. Это не значит, что у Церкви два лица, но она одновременно небесная и земная. Ее молитвы отсюда — на небе, но произносимы ее земным голосом, они — о людях, с которыми Сын Божий жил на земле. Даром Христа ей открывается то, что происходит на небе.
Церковь, показывающая нам свое запачканное грязью лицо, о чем столько любит говорить не знающий Бога мир, — она также наша Небесная Матерь, исполненная высочайшей чистоты, абсолютной непоколебимости и непогрешимости. И снова скажем, она то одна, то другая, но одновременно такая. Не только Пречистая Дева и Божия Матерь, но также и Ева продолжают быть в Церкви. Мы все, не будучи святыми, принадлежим ей. Однако Церковь также и Божия Матерь. Во всем, что Пречистая Матерь Господа живет и переживает, во всем, что Она видит, принимает и отвергает, Она есть Церковь и молитва Церкви. Ее личность и Ее служение, все, что Господь осуществляет через Нее, и все, что Она Ему приносит, принадлежит Церкви и есть Церковь. Но Она является здесь сокровенной, как бы с прикрытым лицом. Под этим покровом все грешники имеют возможность присоединиться к Ней и приобщиться Ее свету, несмотря на то, что они грешники. Но они не могут увидеть Ее поистине такой, какая Она есть, пока не перестанут творить дела тьмы. Однако они могут, несмотря ни на что, узнавать Ее в Ее прикровенности. И Она приоткроет Свое покрывало, даст им увидеть Свой лик и просветит Своей чистотой так, что они не смогут не покаяться. И внезапно там, где Церковь обнаруживает себя, является Рай, и грешники могут начать возвращаться от изгнанной Евы, чтобы идти к Той, Которая никогда не оставляла Рая.
Что означает жертвенное приношение животных в Ветхом Завете? Почему только Кровью Христовой, пролитой на Кресте, могли быть омыты наши грехи? Не мог ли Бог по Своему бесконечному милосердию просто простить их? Почему обязательно должна была проливаться кровь? И еще вопрос о причастии. Почему таинство Евхаристии считается самым главным из всех таинств Церкви? Разве не таинство Крещения (рождение от воды и Духа), без которого, как говорит Христос, нельзя войти в жизнь вечную?
Т.В. Павлов, г. Тюмень
Разумеется, без крещения нельзя стать христианином. Но нам дано принять таинство крещения, чтобы иметь возможность причащаться Святых Христовых Таин. Все таинства Церкви святы, потому что они открывают нам общение с Богом. Все — если мы с должным расположением участвуем в них — сообщают нам Его святость. Однако таинство Евхаристии занимает среди них особое место, потому что Евхаристия выражает завершение всей истории спасения. Бог сотворил человека. Человек отвернулся от Бога. В своей непостижимой любви Бог решает спасти его. Ради этого Сын Божий стал человеком. Это дает возможность человечеству во Христе победоносно преодолеть смерть и воссесть одесную Отца. То, что было дано по человечеству Господу, Бог предлагает каждому человеку. Евхаристия выражает осуществление этого обещания: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).
Воскресший Христос зовет всякого человека принять Его жизнь. Церковь является свидетелем этому. Вследствие этого исключительного зова христиане ответственны за всю землю. Приобщаясь Святых Таин, мы становимся голосом Христа, обращенным ко всем людям. Мы — Тело Христово, которое доныне страждет и которое умирает, чтобы воскреснуть. Можно сказать, что все другие таинства уготовляют Евхаристию в самые главные моменты нашей жизни, начиная с крещения, открывающего нам дверь в здание Церкви.
Как величественна и непостижима тайна Крови Христовой! Мы знаем, что Своей Кровью изливаемой Христос осуществляет то, что прообразовали древние ветхозаветные жертвы, и прежде всего показывает значение пасхального агнца. При исходе из Египта Моисей повелел им закалать агнца и помазать косяки дверей его кровью. Когда ангел Божий придет наказать Египет за отказ дать освобождение иудеям, он увидит двери, отмеченные кровью, и не накажет живущих в этом доме. Кровь агнца уже означала защиту Божию и спасение от гибели.
Но кровь животных имела ограниченное действие. Послание к Евреям ясно напоминает нам об этом ограничении. Самое большее, что она могла дать, — это внешнюю чистоту. Но Христос приходит, совершая очищение сердец, обожествление человека. Вот почему Он говорит: «Это Я — Аз есмь Сущий». Христос бесконечно превосходит все ветхозаветные обряды. Он упраздняет их. Он не хочет, чтобы продолжалось жертвенное приношение животных, хотя это и имело значение в перспективе истинного спасения людей. Ибо только любовь может спасти. Вот почему Он запрещает всякий путь насилия.
Христос — истинный Священник — не принесет ни одной подобной жертвы. Он раскроет истинный смысл всякого насилия и крови изливаемой. Не Бог требует этого, не Богу это нужно, как если бы Он мог удовлетвориться кровью. Отныне кровь изливаемая — раскрытие зла людей, их греха.
Не Бог повелел, чтобы Иисус Христос был возведен на Крест. Это люди предают Его такой страшной казни. Бог восхотел только одного — Воплощения Сына Единородного в человеческой жизни. Бог восхотел, чтобы Его Слово было произнесено в человеческих обстоятельствах, заранее принимая все последствия так произнесенного слова. Ибо это Слово было отвергнуто. Оно было отринуто человеческой злобой и коварством — обвинением в богохульстве, осуждением, распятием.
Кровь Христова изливаемая — это наш отказ от Слова Божия. Вот, говорит нам Кровь Христова изливаемая, к чему приводит ваш отказ от Бога. «Итак, покайтесь», — возвещает людям апостол Петр, первый из покаявшихся. Вот почему невозможно причащение без покаяния. Бог готов простить проливаемую Кровь.
Когда Христос возвестил, что следует прощать своих врагов, Он только перевел на человеческий язык то, что Бог постоянно совершает по отношению к этому человечеству, способному пролить Кровь Сына Божия. Кровь Христова — знамение и источник истинной жертвы. Этой жертвой Бог делает освященным, делает божественным всякого человека, дерзающего смотреть на Кровь изливаемую и узнавать в ней знамение и источник самой великой Любви.
У меня вопрос про Рождественский пост — по уставу Церкви не очень строгий. Разрешается вкушение рыбы не только по субботам и воскресеньям, но и по праздникам. А праздников этим постом очень много. В чем же должны состоять наши усилия, чтобы наполнить это время особенным духовным содержанием? Само собой разумеется, надо больше молиться и читать Священное Писание, особенно книги ветхозаветных пророков о грядущем Мессии. А что еще?
Е.С. Рощина, г. Мытищи
Ныне время благоприятное, чтобы дать оценку нашей борьбе со страстями, недостатками, грехом, плохим характером. Требуется усилие, чтобы сражаться с нашими немощами и нашими духовными бедами. Требуется мужество, чтобы разоблачить в исповеди всякую нашу личную неверность. Требуется дерзновение, чтобы засвидетельствовать о нашей вере, даже когда это трудно. Ныне, как в минувшем столетии и как всегда, от христианина ждут героического стояния. Героического стояния — и это нормально — в маленьких каждодневных сражениях.
Такого сражения требует от нас Господь в течение всей нашей жизни, и особенно в это время, столь близкое к временам, когда являлось великое множество святых. Где наши усилия, чтобы достойно исполнить дела подлинного благочестия? Не пренебрегаем ли мы ими ради неизвестно чего? Не господствует ли над нами дух момента? Расположены ли мы жить духом Христовой любви, тверды ли в намерении исправить привычки, обретенные нами вследствие нашего плохого характера? Заботимся ли мы о бережном, сердечном отношении к нашим ближним? Помним ли о том, что труд, который нам дан, должен быть приношением Богу, свидетельством нашего осмысленного участия в Его Промысле? Сюда входит и сражение во всех обыденных каждодневных делах нашей жизни. Разве не сказал Господь: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10)? Как если бы Он призывал нас: сражайтесь каждое мгновение во всем, что может казаться незначительным, но которое является значительным в Моих глазах, тщательно исполняйте все ваши христианские обязанности, умейте поддержать улыбкой того, кто в этом нуждается, даже если вам трудно и плохо, без всякого сожаления об этом, находите время, необходимое для молитвы, спешите помочь тому, кто ищет помощи, мужественно стойте за правду, превосходя ее благодатью любви.
Вот тайна того, как научиться любви ко Господу: снова и снова начинать все сначала в каждодневных усилиях, чтобы не быть побежденным поверхностным отношением к жизни, или ленью, или раздражительностью. «Диавол никогда не спит, и наша плоть еще не мертва — потому не переставай уготовлять ее к сражению», — говорят святые отцы. Ибо справа и слева нас окружают враги, не знающие отдыха. Не будем успокаиваться, продолжим это светлое сражение, выбирая точные и конкретные цели. Господь — близ. Он поставил рядом с каждым из нас ангела-хранителя, готового оказать неоценимую помощь, когда мы призовем его. Может быть, этот ангел-хранитель был в числе тех, кто воспели в Рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Дай Бог, когда завершится пост, и нам вместе со всею Церковью присоединиться к этому ангельскому ликованию!
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий