Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — февраль 2017 г.

Мы знаем, что волос не упадет с головы человека без воли Божией. И Церковь непрестанно молится «об изобилии плодов земных». Почему же Бог попускает время от времени голод в разных местах и народах — бедствие, которое можно сравнить с самыми страшными пытками? Люди от голода могут буквально сходить с ума. Древние историки описывают, как одна обезумевшая женщина во время осады римлянами Иерусалима съела своего младенца. Разве Бог хочет, чтобы люди голодали?

Л.И. Буркова, г. Волгоград

Голод — бедствие поражающее огромную часть человечества. Мы знаем, как этим бедствием время от времени поражаются разные народы. Помним о «голодоморе» на Украине и в Поволжье в минувшем веке в нашей стране. И как искусственно был организован у нас недостаток самых основных продуктов питания в начале так называемой перестройки. А что нас ждет впереди? Но разве Бог хочет, чтобы люди голодали? Конечно, нет. Ни один отец не желает, чтобы его чадо испытывало голод и страдание. Бог, Небесный Отец, Который любит Свои создания бесконечной любовью, дал богатую землю, чтобы человечество не имело нужды ни в чем. Он сотворил человека. Он не поселил его на какую-нибудь мертвую планету вроде Марса или Юпитера, куда иные так мечтают ныне полететь. Он поселил его на этой планете, которая по сравнению с другими планетами — рай.

Земля — единственная планета, изобилующая разнообразными дарами. Земля, на которой мы живем, могла бы обеспечить в два и три раза большее число населения, чем мы имеем сегодня, если бы человек обрабатывал ее, как полагается, и распределял то, что она производит, справедливым образом. Возьмите нашу Россию — посмотрите на ее заросшие дикими кустарниками поля. А какое небывалое в истории человечества неравенство в распределении материальных благ наблюдаем мы в ней сегодня!

Бог сказал: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1, 19). К сожалению, человечество не послушало слово Божие, заповедующее людям жить в любви и правде, как братьям, разделяющим все друг с другом. Хотя земля принадлежит всему человечеству, и каждый человек должен иметь по справедливости свою часть, люди стали жадными и скупыми и преуспели в обмане многих, чтобы получить большую часть земных благ для себя. Как некие чудовища они едят тысячеустыми ртами, в то время как у других нет хлеба на каждый день. Несправедливое распределение земных богатств — одна из главных причин голода.

Но есть еще и другая причина. Это стремление к приобретению ненужных вещей. Жизнь нашего народа сегодня напоминает нам о блудном сыне евангельской притчи. Вы помните, как он желал насытиться пищей свиней, которых он пас, и никто не давал ему? Разбазаривание добра и бессмысленная трата денег так называемыми олигархами привело к такому положению. Скромность и простота — не для них, они предпочитают незнающую пределов роскошь, которая порождает инфляцию, нужду, постоянное недоедание многих, а у иных и голод.

Возьмите такой пример. Бог заключил в недрах земли реки и озера нефти. Специалисты говорят, что если бы не было пустой траты, нефтепродуктов хватило бы на многие столетия. Теперь они утверждают, что запасы нефти скоро истощатся, и через несколько десятков лет ее может совсем не стать. То же самое происходит с другими дарами, данными нам от Бога.

Но в чем самая коренная причина голода? Это беззакония человека. Иными словами, это попрание заповедей Божиих. Это грех. Это не только несправедливость, жадность, скупость, расточительность и блудность, но всякий грех, который нарушает гармоничный порядок отношений людей друг с другом и навлекает на род человеческий гнев Божий. Голод как результат человеческих грехов, становится воспитательным средством для возвращения людей к Богу. Голод заставил блудного сына вспомнить о своем отце и возопить: «Я погибаю от голода!» О, если бы нищета и голод, который переживает множество людей, заставил их вспомнить об их Небесном Отце и возвратиться в Его дом!

Атеисты говорят, что им не нужен Бог и что если они будут обрабатывать землю, употребляя современную технологию, у них будет такая отличная производительность, что им не надо будет молиться «об изобилии плодов земных». Но как страшно они обманываются! Пусть как угодно они обрабатывают землю. Пусть обрабатывают ее предельно научно. Пусть употребляют все новейшие методы. Пусть удобряют почву лучшими химикатами. Пусть делают все, что хотят. Но если небо не даст дождя, если не будет благоприятных ветров, и солнце не согреет семена как нужно, тогда что произойдет? От тысячи тонн посеянной пшеницы не произрастет ни одного колоска, и ничего не будет, кроме засухи, бесплодия, голода и нищеты. Самоуверенный человек, полагающий, что наукой он может упразднить Бога, вынужден будет смириться и возопить, как блудный сын: «Гладом гибну!» О, если бы он на самом деле смирился!

Не напрасно святые пророчествуют, что в последние времена будет необыкновенное развитие всего вещественного, и нечего будет есть. И пока человек не взмолится всем своим существом: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», он не получит избавления.

Сегодня человечество переживает очередной всемирный кризис. Пока еще худо-бедно удается поддерживать жизнь большинства в «развитых странах» на должном уровне. Но специалисты и там не исключают голод, какого еще никогда не было на земле. Благодаря человеческой глупости и блудности, добрые запасы земли истощаются. Но не надо быть специалистом, чтобы говорить такое. Это все предсказано в Священном Писании. Святые отцы говорят, что настанет такое время, когда за горсть муки будут предлагать пригоршни золота.

Мы стали блудными сынами. Что нам другого ждать? Мы неизбежно будем страдать, как евангельский блудный сын. Приходит час, когда со многими другими бедами наступит голод, и мы будем взывать: «Умираю от голода!» Самая малая крошка хлеба будет для нас сладка. Только одно может спасти нас — покаяние. Как блудный сын, мы должны покаяться и возвратиться в Отчий Дом, в Церковь Христову, и сказать Богу: «Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк. 15, 18—19).

Почему начало Великого поста всегда предваряется «чином прощения»? Почему способность прощать других Церковь ставит в центре духовной жизни?

В. Полтанов, г. Пермь

Из года в год мы совершаем этот чин, но многие из нас слишком легко относятся к нему. Некоторые говорят, что для них прощение вообще не составляет никакой проблемы. Другие с легкостью говорят: «Я тебя прощаю». Третьи ― не то, чтобы не хотят никого прощать, но само прощение находится на периферии их духовной жизни, и часто бывает избирательным, пока не откроется человеку, что речь идет не просто о каких-то отношениях с тем или иным человеком. Прощение или непрощение другого человека всегда выявляет наши отношения с Богом.

Один священник рассказывал, как однажды, еще до своего священства, он услышал в церкви Евангелие, всем нам хорошо известное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой, иди, вначале примирись с братом твоим, и потом приноси твой дар». И его обожгло как огнем, по милости Божией ему открылась реальность того, что совершается в храме ― за Божественной литургией, за таинством покаяния или за слышанием слова Божия. Он понял по благодати Божией, почему Церковь всегда, даже прежде чтения молитв ко святому причастию, напоминает нам: «первее примирися тя опечалившим». Нет нам участия в Великом посте ― Господь не примет нашего поста и нашей молитвы, не будет на нас Божия благословения, если мы не сделаем все от нас зависящее, чтобы исполнить Его завет. Когда стоите на молитве, говорит Господь, прощайте, если кто согрешил против вас, и Отец Небесный простит вам. Пост всегда соединен с сугубой молитвой, но невозможно нам будет молиться, бескрылой будет наша молитва, Господь не примет наше покаяние, если мы не будем заботиться о прощении друг друга.

Мы всегда напоминаем, что прощение — это не значит примиренчество со злом, это не есть какая-то индульгенция, согласие с несправедливостью, оно всегда обращено к личности живого человека, а не к тому греху, который он, может быть, совершил против нас. Грех всегда остается грехом. И еще в Ветхом Завете пророк говорит: «Не допусти и в мыслях своих ненависти к брату твоему, но научись противостоять всякой неправде». Непрощение другого человека связано как раз с нашим общим состоянием греховности, которая выявляется здесь в очень высокой степени. Это уже не спрячешь и не скроешь ― это конкретное отношение с человеком, которого ты знаешь. Все твои грехи, осознаваемые тобою или неосознаваемые, присутствуют в этом главном грехе нелюбви. Потому Господь и говорит так о тайне прощения, потому Он и предупреждает, что непрощение может привести нас к разрыву с Богом. И оно уже означает именно это. Если мы легко будем относиться к непрощению других людей, то наступит горшее.

Я знаю человека, который перестал ходить в свой храм, чтобы не встречаться там с одним знакомым, которого не хотел видеть, а потом в конце концов вообще перестал ходить в храм, отпал от Церкви. Господь предупреждает нас, что непрощение другого человека ведет с неизбежностью к умалению духовного роста. Не надо мечтать ни о каких подвигах ― ни о поклонах, ни о строгом воздержании: «три дня есть ничего не буду». Все слишком серьезно, и смысл чина прощения в том, чтобы мы осознали это.

Если вы не прощаете, говорит Господь, должникам вашим, то и Отец Небесный не простит вам. Каждый день, и несколько раз в течение дня все мы читаем молитву Господню «Отче наш» и эти слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». С какой легкостью мы произносим их, не задумываясь о том, что они значат, ― эти самые главные слова, какие существуют на свете. Действительно ли мы прощаем так, как хотим, чтобы Господь простил нас? Если мы этого не делаем, значит, мы молимся о том, чтобы Господь нас не простил, чтобы мы были осуждены.

Есть великая надежда в том, что предлагает нам Церковь Христова. Да, прощение грехов на самом деле исходит из великой глубины и высоты. Прощение нам даруется от Креста Христова. Сколько нужно прощать другому человеку? Один раз, можно сказать, достаточно, сколько можно прощать? И апостол Петр спрашивает: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» А Господь отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Ну, а дальше что? Простим другому человеку четыреста девяносто раз его грехи, и скажем ― достаточно, потому что дальше нет сил? Значит, мы говорим Господу, чтобы дальше Он не прощал нас ― у нас нет сил, чтобы принимать Его прощение. Не имеет значения, виноват перед нами человек, который имеет нечто против нас, или не виноват. Для Господа все равно остается обязательным условием, чтобы мы примирились с тем, кому кажется, что его оскорбили, обидели, тогда как у нас и в мыслях не было никакого зла против него, ― прежде чем вступать в Великий пост.

Мы понимаем, что бывают очень серьезные раны в отношениях между людьми, где угодно — и на работе, и в семье. И такие обиды, простить которые нет сил у человека. Единственная сила, которая позволяет нам простить, — это сила Христовой любви, Его благодать. И о стяжании ее мы будем молиться всем покаянием в течение Великого поста. С одной стороны, нет нам пути в Великий пост без прощения друг друга, а с другой стороны, только по дару Христа можем мы на настоящей глубине обрести это прощение. Так и совершается тайна спасения — в согласии, в соработничестве Бога и человека.

Будем молить Бога, чтобы Он открыл нам Свою любовь, любовь ко всякому человеку без исключения. Мы говорим о самой высшей любви, которую Господь явил на Кресте, и мы знаем, мы должны узнать, что эта любовь существует. Будем идти сами навстречу этой любви, чтобы состоялась встреча с Господом у Его Креста, когда завершится наш Пост в Страстную седмицу, и в Светлом Его Воскресении, когда прощение воссияет от гроба, и мы «радостию друг друга обымем». Услышим это как смысл всего, что совершается в жизни каждого из нас, в общении нашем друг с другом, раскрывающем наше общение с Богом.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: