На пороге нового года
Слово в Неделю святых отец
Мы стоим на пороге нового года. Можно сказать, что эта ситуация напоминает человека, который должен войти в незнакомый ему дом, и осмотреть его. Прежде чем войти, он видит этот дом совне. Он знает, что в нем будут лестницы, двери, потолки, но ему также неизвестно многое, что откроется в этом доме. На пороге нового года мы испытываем уверенность и одновременно исполнены тревоги. Уверенность, потому что земля продолжит вращаться — такое у нее обыкновение (разумеется, если не наступит конец света), солнце даст свет и тепло, будут сменяться времена года, наступит Рождество, Крещение, а потом — Великий пост и Пасха, все великие наши праздники. Однако много тревожного и неизвестного ожидает нас. Выдержит ли сумасшедшее напряжение нынешней жизни наше здоровье? Не произойдет ли с нами несчастный случай? А может быть, грянет еще одна — последняя уже война? Все желают проникнуть в неизвестность нового года. Газеты печатают разного рода прогнозы, в том числе астрологические. Все гадатели пытаются предсказать грядущие события: государственный переворот, убийство политического деятеля, землетрясение, цунами, чей-то необыкновенный успех.
Но мы — христиане, и наша вера — в Господа Иисуса Христа. Перед лицом нового года, перед его главной тайной — вечностью. Примем как дар Божий это новое время. Бог так возлюбил мир, что послал в него Сына Своего Единородного. Христос родился, умер и воскрес в этом мире, и наша жизнь обретает в нем смысл. Что бы ни произошло в новом году, в нем по-прежнему будет действовать Промысл Божий и благословение Господне будет на нас. Мы должны узнать, что мы благословлены Богом, что с нами Бог, и отвергнуть всякую мрачность и всякое уныние во имя веры. Бог зовет нас к мужеству жить, потому что Христос с нами, и созидает с нами наше будущее.
В праздник святых отец, который приходится в этом году на первый день гражданского новолетия, Церковь напоминает нам, что все великие личности, о которых идет речь в Священном Писании, велики только величием Бога. Об этом возвещает Сам Господь апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). И это то, что явлено в Богомладенце Иисусе, возлежащем в яслях.
Родословная Спасителя, которую мы услышим завтра за литургией, — не просто перечисление древних имен. В ней — тройное поучение. Эта родословная венчает всю историю Ветхого Завета — царей, священников и пророков. Надо было, чтобы Христос наследовал от Своих предков три служения — царское, священническое и пророческое. И, восприняв их в Своей личности, распространил эту тройную власть на тех, кто уверует в Него. «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2, 17). «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9).
Мы не можем не обратить также внимание, что в этой родословной — имена пяти женщин, и четверо из них — грешницы. Фамарь, которая заманивает своего тестя в любовные сети, Рахав — иерихонская блудница, предающая свой город в руки израильтян, Руфь — юная язычница, соблазнившая богатого землевладельца Вооза, Вирсавия — супруга высокопоставленного военного, которая выходит замуж за Давида после того, как царь предал ее мужа смерти. Далеко не все предки Христа являются праведниками. Но, несмотря на все свои грехи, они глубоким, всежизненным, покаянным обращением к Богу приближают приход Искупителя мира. Единственная Святая, Пренепорочная, Пречистая в этом наследии Спасителя — Приснодева Мария.
Эта родословная согласно Евангелию от Матфея, — от Авраама до Иосифа. А родословная согласно Евангелию от Луки идет в обратном порядке — от Иосифа Обручника до Адама и до Бога. Святой праведный Иосиф не является отцом Иисуса Христа по плоти, но только Его восприемником. Во Христе Иисусе Бог восприемлет нашу человеческую природу, а святой праведный Иосиф благодатью Духа Святого — Божественную.
В Евангелии от Иоанна, которое мы слышим на Пасху, нам предлагается еще одна, иная родословная: рождение Бога Слова в недрах Отчих. В этой родословной, в книге родства Иисуса Христа, таинственным образом участвуем все мы, «верующие во имя Его, те, кому Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились». «И Слово стало плотью и обитало с нами».
Эта тройная родословная Христа, согласно Евангелию от Матфея, Евангелию от Луки и Евангелию от Иоанна, выражает веру человеческого рода в тайну Воплощения. Как говорят святые отцы, Христос — дар Бога людям и дар людей Богу.
Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). И Он говорит: «Я в мир пришел, чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). И еще: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). Страшно состояние этого мира. «Он пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Но всем верным — всем хранящим верность Своему Господу, как звезда Вифлеема, сияет надежда, которая не постыжает. Все люди всех времен — современники Христовы. Мы не можем ни на что надеяться в наступающем новом году, и вся жизнь наша будет как бы ничто, если мы не примем Его смиренно и радостно, с решимостью быть верными Ему во всем до конца, как Божия Матерь, как святой праведный Иосиф, как пастухи и волхвы в холодной ночи этого мира.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий