Свет разума

Слово на Рождество Христово

Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса ХристаСнова, по милости Божией, предстоим мы перед Вифлеемскими яслями, снова дается пережить нам радость Рождества Христова. Есть радость Пасхи, опьяняющая вином вечной жизни. Радость Рождества другая — тихая радость. Всякий, кто приобщается радости этого праздника, заново узнает чудо, изумление волхвов и пастухов перед тем, что они пережили. «И, восшедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Кто же эти волхвы? Это мы. Как и они, мы пришли издалека. Как и они, мы полагали себя очень знающими, но на деле наше знание было совершенно пустое. Можно иметь много дипломов в разных областях человеческих знаний, но рядом с величайшим знанием, которое обретается верою, все наши знания, как бы ни были они велики, — ничто. Потому что это величайшее знание — вера — совершенно иного порядка.

А кто такие пастухи? Это опять же мы. Потому что мы — нищие пред Богом, духовно нищие. Однако мы, волхвы и пастухи, ожидаем Того, Кто должен придти. Он все в человеческой жизни приведет к совершенству, исполнит самые глубокие чаяния наших сердец, даст ответ на все наши вопрошания. Мы все ожидаем Мессию Христа. И вот знамение, указующее, где мы можем встретить Его — звезда, горящая тихим светом в наших сердцах. Ради нас она остановилась над нашим храмом сейчас, когда мы совершаем богослужение. Как волхвы, мы исполнены радости и говорим: это знамение великого Царя, идем искать Его! У нас нет никакого иного путеводителя, никакого иного света, кроме того, что сияет в нас. И мы будем идти, не обращая внимания на всех иродов — сегодняшних и вчерашних, — ищущих умертвить Бога. Нам надо поклониться Тому, Кого Церковь называет Царем царей. Мы исполнены решимости принести Ему золото нашей любви, ладан наших молитв и смирну наших ежедневных скорбей. Пусть ведет нас эта звезда, знамение надежды, вслед за волхвами. Надежда не ошибается, потому что она уповает на Бога. Она — путь нашей жизни.

Да будет дано нам еще раз узнать этого Младенца, Который несет свет миру вместе с Пречистой Его Матерью. Да дарует нам Господь хотя бы на несколько мгновений вновь обрести тот чистый взгляд, которому когда-то впервые открылась тайна Вифлеемских яслей. Чтобы глазами этого Младенца мы могли увидеть глубины нашего спасения, нашей жизни и смерти. Его жизни и Его смерти.

Да воссияет и нам, грешным, свет Его присносущный, чтобы мы научились благодатно отличать истину от всех сатанинских лжеучений. Мы можем обрести ее только в непосредственном видении Христа — в противоположность тому, чему учили докеты — еретики, утверждавшие, что Слово Божие стало только по видимости человеческой плотью. Бог являет Себя — Он может быть видим нашими телесными глазами. И к Нему можно прикоснуться руками. Бог не просто действует в мире. Он вошел в плоть истории. Он не просто Тот, Кто осуществляет Промысл, Кто — над историей, Он — в ней. Он принял в ней Свою человеческую судьбу.

И Воплощение не есть изменение Божества, но Его видимое раскрытие. Человечество Христа — явление Бога. Бог сокрытый показывает Себя богоявленно во Христе Иисусе. Это не тот, кого Бог усыновил и назвал сыном Божиим, как думал Арий — другой еретик. Христос — не кажущийся человек, и Воплощение не есть одежда, которую Христос снимет с Себя, взойдя на небо, как мы снимаем с себя верхнюю одежду, приходя домой. Нет, Воплощение — то, чем становится Бог. И это не есть смешение Божественного и человеческого в одном естестве, как думали монофизиты, еще одни еретики. Два естества — неслитно и нераздельно в единой личности Слова. Это непостижимое состояние Бога, в котором Он остается Самим Собой. Как может такое быть? Это неисследимая тайна, перед которой мы — волхвы и пастухи — не можем не поклониться.

То, что Бог явился во плоти, — существенно для встречи Бога и человека. В Его теле совершается дело искупления. В Нем и через Него — сияет свет Божественной красоты. Отныне Бог не существует без человека, ибо Он сделал Своим человеческое существование. И «Я» Христа становится местом откровения Пресвятой Троицы. «Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного». Бог приносит Себя в дар. Более того, Он восприемлет человека в Самом Себе. В этом праздник Рождества — принятие в Боге человечества. Выражаясь по-человечески, Бог возрастает в этом даре. Как если бы Он стал еще более Богом, благодаря этому дару. Оттого что Его любовь является нам в полноте. Чудо Рождества — в том, что через человечество проходит Божественный свет. И Церковь молит сегодня Господа о даре света. Потому что истина входит в нашу жизнь только вместе с этим светом разума.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.