«Вера твоя спасла тебя»

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Какая радость встретить человека, сияющего чистой и глубокой верой! Его дерзновенное доверие всему, что ни пошлет ему Господь, приносит плод, который кажется чудесным. Вера безнадежно больных, внезапно обретающих почти полную свободу от того, что связывало их по рукам и ногам, вера в благополучный исход тех, кто находится в беспросветно отчаянных обстоятельствах, — всегда будет среди ценностей, которые не дают нам в этом мире, исполненном мрака, унывать. Чем больше вера приближающегося к Богу человека, тем большее восхищение вызывает она у нас. Сам Бог изумляется такому доверию Его Промыслу: «Иди, — говорит Он с любовью, — вера твоя спасла тебя».

Вера определяет нашу связь с Богом, к которой Он призывает нас. Все наши отношения друг с другом строятся на вере и доверии — будь то супружеская жизнь, воспитание детей, дружба или просто совместный труд. Когда нет доверия друг другу, связи рушатся. И, наоборот, взаимное доверие, уважение и терпение укрепляют наши отношения, которые являются одними из самых радостных и созидательных начал человеческого существования. Точно так же происходит в наших отношениях с Богом. У Него нет недостатка веры в нас. Это мы, несчастные, со скрытой подозрительностью и тревогой глядим на Него — так дают знать о себе старые шрамы греха и нашей мелочной гордыни.

Бог зовет нас. Наш ответ медленно рождается в нас. Вначале мы не знаем об этом. Не видим этого. Не понимаем, о чем идет речь. Не задумываемся, куда Бог хочет нас вести. Что значит верить в Бога? Что значит довериться Ему? Что значит слушаться Его, принять Его Слово в сердце нашей жизни, предать Ему всю нашу жизнь? И что значит это обещание отношений живой вечной дружбы с Ним?

Сегодняшнее воскресное Евангелие делает нас свидетелями веры человека, подобного нам. Вера не приходит к нему легко. Вначале кажется, что поверить для него было трудней, чем другим. Слепота исключила его из человеческого общения и ввергла его в нищету. Ничто не благоприятствовало его приходу к вере. Он мог бы, конечно, тешить себя выдуманной надеждой, убеждать себя в невозможных чудесах. Но он был слишком правдив, чтобы верить, что можно возвратить зрение слепому.

Мы должны осознать: вера не обретается нашими усилиями, она дается Богом. Здесь во встрече с этим человеком Христос таинственно привлек его к Себе через именование мессианским именем «сына Давидова», которое людская молва донесла до него. Этот человек не мог подойти ко Христу. Но то, на что он не мог надеяться даже в тайне своего сердца, произошло. Господь приходит к нему, Он зовет его. Благодать веры дана ему, и он отвечает всецелой отдачей себя, совершая как бы некий прыжок через бездну к Богу. И дерзает просить Христа о невозможном — о даре видеть, видеть Бога. И Христос сподобляет его этого дара за его веру.

В этой встрече важно не чудо. Христос не говорит ему: «Вера твоя дала тебе зрение». Он, скорее, говорит ему, что теперь между ними устанавливаются новые отношения: «Вера твоя спасла тебя». И это значит: между этим человеком и Богом, оттого что тот веровал, эта связь будет всегда, связь спасения, связь Нового Завета.

Можно без преувеличения сказать, что для некоторых христиан вера это род тяжкого бремени. В то время как она по дару Христа, который Он нам предлагает, — свет, освобождение, дружба с Богом, дарующая бессмертие, надежда, которая не может обмануть. Веровать значит принять Бога в свою жизнь с доверчивостью ребенка.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.