Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни. Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. В них — связь с тайной Первого и Второго Пришествия Господня, Страшного Суда и всеобщего воскресения.

Первое обретение — строительство храма

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.

После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых.

Второе обретение — как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их

Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам. Святой Иоанн Предтеча явился каждому из них ночью и открыл место нахождения своей честной главы. Ведомые благодатью, они нашли драгоценную святыню и положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, отправились в обратный путь. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести сокровище. Вместо того чтобы со страхом Божиим творить непрестанную молитву, — забыв о полученном даре, они увлеклись праздной беседой. Не зная, что он несет, горшечник продолжал свой путь, но ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе со святой ношей. Перед смертью он положил святыню в сосуд и передал своей сестре, наказав ей не открывать его, пока она не получит указание от того, кто сокрыт в нем, что ей делать. Таким образом, голова Предтечи была хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал иеромонах Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его злые дела раскрылись, он был вынужден бежать, предварительно закопав святыню. Где утрата страха Божия и чистоты веры, там поругание святыни внутри Церкви. «За беззакония ваши разорю храмы ваши и отниму святыни ваши», — говорит Господь.

А где жизнь, исполненная верности Богу и правде Его, — там благословение святынями. И Промысл Божий порою как бы не спешит, ища достойных. В V веке богобоязненному архимандриту Маркеллу, наместнику монастыря, расположенного близ пещеры, где была сокрыта честная глава, явился сам Предтеча с сосудом полным меда. Он отправился по его слову за звездой, которая остановилась у входа в пещеру. Окадив святое место, Маркелл начал копать, и обрел под мраморной плитой святые мощи. Честная глава, поставленная епископом Эмесса в главном храме города, стала источником благословений и различного рода благодеяний для многих приходящих к ней. В IX веке при императоре Михаиле III и святом патриархе Игнатии, она была перенесена в Константинополь.

Как мы прикладываемся к мощам?

«Мощи святых дороже всего золота и алмазов, всех сокровищ, какие только есть на земле», — говорит святой Иоанн Златоуст. Мы помним, какие многотысячные толпы стояли в храм Христа Спасителя, когда туда была привезена десная рука Предтечи, проповедника покаяния. Самые разные люди были в этих толпах, и в том числе те, кто делает только первые шаги к храму. «Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых», — говорит о них Предтеча. Но он же дает и предостережение. Святые иконы и в особенности мощи — сугубое присутствие среди нас святого. Когда мы прикладываемся к мощам или к изображенной на иконе главе Предтечи, с новой силой раскрывается нам смысл того, что произошло две тысячи лет назад.

Господь показывает «тайну беззакония», раскрывающуюся в истории человечества. На пьяном пиру с главой Предтечи на блюде, мы не можем не видеть присутствия самого диавола со всей его жестокостью и бесстыдством. Это сатанизм, который не отрицает существования Бога. Обратите внимание, что Ирод не является человеком неверующим. Он верит в воскресение мертвых. Слыша о проповеди Спасителя, он, преследуемый совестью, еще не до конца сожженной, высказывает такое, может быть, суеверное предположение: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». Он знал, что Предтеча был «человек праведный и святой», как сказано в Евангелии, и с удовольствием слушал его проповедь. В каждом человеке присутствует тайна благочестия и «тайна беззакония». Идет борьба Бога и диавола за каждую душу. Эта борьба с течением истории становится все более напряженной, и от нас требуется все большая бескомпромиссность и решительность в следовании за Христом. Ирод слушается Предтечу, когда это ему ничего не стоит, но не хочет оставить свой самый главный грех.

«Международный женский день» и обретение честной главы Предтечи

Праздник первого и второго обретения начинается в православных храмах вечером восьмого марта, когда по традиции, установленной в свое время Кларой Цеткин, миллионы людей собираются на другой праздник. Святитель Иоанн Шанхайский говорит, что есть два пира — духовный пир веры и любви, на который многие званые отказываются придти, и скверный пир греха, такой «любви», которая может перейти в убийственную злобу.

Какой грех привел к смерти величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространенными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию.

Перед нами как будто обыкновенная житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращенная. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу. Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и по слову стихотворца «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречен на гибель.

Мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил ее в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей?

И вот, ее дочь Саломия — юная девушка. Она — царская дочь, а танцует как блудница. Ее танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет ее. Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, невзирая на протесты родителей, идет развращение детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой, так глубока развращенность многих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их к греху.

Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. В поступке этого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать свое слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идет ни в какое сравнение с ее желанием. Он больше боится гнева жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твердо стоять на своем, зная при этом, где правда и где ложь. И эта твердость — признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишенным собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится. Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы — они беспощадно подчиняют себе людей, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления, и где торжествует сатана — тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там где он одержал победу — в самом главном, где речь идет о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, — все остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца.

Разрубание икон в Центральном выставочном зале и новые мученики

В молитве новым мученикам и исповедникам Российским Церковь от лица народа приносит покаяние за «убиение царя-мученика, пастырей с паствою и осквернение святынь наших». Это стоит в одном ряду. Убиению пастырей предшествует осквернение святынь, и вслед за убиением святых идет осквернение святынь. То, что было в годы недавних небывалых в истории гонений, продолжает раскрываться, несмотря на строительство новых храмов, сегодня. Разрубание икон в Центральном выставочном зале страны, выставка «Осторожно, религия!», глумление над Крестом в шоу так называемой «Мадонны» на стадионе в Лужниках, кощунственная выходка «скверных плясавиц» в храме Христа Спасителя и прочие кощунства — и новые убийства священников.

Грех должен быть назван грехом, говорит святой Феофан Затворник, иначе мы сами делаемся соучастниками этого греха и другим не даем придти к покаянию. Заповедь о любви к ближнему предполагает такое свидетельство правды. Если нас спросят: «Почему вы об этом говорите?» — мы можем ответить словами древнего пророка: «Каждый из нас ответственен за кровь брата своего».

Мир обязан многим великим людям, которые головы свои положили за правду и имели мужество говорить ее царям и царицам, когда те попирали ее к собственной погибели. Так святой Иоанн Златоуст за обличение разврата был отправлен на смерть в изгнание. Так святитель Филипп, митрополит Московский, принял мученическую кончину, говоря: «Где нет стояния за правду, там исповедание истины напрасно». Так святые новомученики и исповедники наши Духом Святым возвестили миру, убивавшему их, о суде и о правде. И Церковь вместе с Предтечей знающая тайну Святой Троицы и Святого Креста, знает тайну Божией заповеди и зовет подвизаться в покаянии и обличении зла до смерти.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.