«Мир», за который не молится Господь
В день памяти святых отцов I Вселенского Собора, утвердившего истину Богочеловечества Христа, мы слышим за Божественной литургией Первосвященническую молитву Спасителя из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна. «Не о всем мире молю», — говорит Господь. Эти слова не могут не поражать. Христос, Спаситель всех человеков, в том числе Своих врагов, Тот, Чье сердце всегда исполнено сострадания к погибающим, Тот, Кто через несколько часов прольет Свою Кровь за всех, — как может Он исключить из Своей молитвы и, значит, из Своего Искупления тех, кто составляет для нас «мир»? Но пути Господни — не наши пути, и Его видение отличается от нашего. Говоря слово «мир», Он не имеет в виду вообще людей — это очевидно, ни даже какого-то конкретного человека, сколь бы он ни был плохим. Нет, «мир», который Он видит, и за который Он не молится, это то, что по справедливости может быть отнесено к служителям «отца лжи и человекоубийцы от начала». Такими служителями были вдохновляемые самим диаволом еретики, пытавшиеся навязать свои заблуждения всей Церкви.
Мы спасаемся только истиной, только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Подменить истину ложью, значит лишить вечной жизни миллионы и миллиарды людей, предать их вечному осуждению вместе с диаволом. Ибо всякая ересь есть духовная смерть. Кроме того, в этих словах Спасителя — напоминание, что наше исповедание истины должно быть нелицемерным. По мере наших сил, но изо всех сил, мы должны устремляться жить согласно этому исповеданию. Несмотря на наши естественные немощи и неизбежные поражения, обретать путь подлинного покаяния. Оно возможно только перед истиной — перед светом, в котором нет никакой тьмы.
Что и кто составляет этот «мир», за который не молится Господь и который диавол, войдя в «мир» грехом и смертью, хочет сохранить таким, какой он есть, любой ценой? Соблазняя свободой бессмертия без Бога, диавол делает все, чтобы утвердить свою власть над людьми навеки. Этот «мир» составляют люди, столь ослепленные ложью, столь предпочитающие свои грехи заповедям Божиим, что они исполнены злобой по отношению к Церкви. Мы помним эти пророческие слова Спасителя: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». Придет время, когда большинство, если не все, станут воспринимать христиан как опасных преступников, истребление которых должно быть благом для государства и общества. Как такое может быть, чтобы христиане были ненавидимы всеми? Это будет, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И свет Евангелия будет непереносим для людей, потому что будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие истину и покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.
Все те, кто, отравленный лжеучениями, решительно отказывается от Христовой истины и любви, составляют «мир». Те, кто принципиально не живет для неба, но только для земли, те, кто ищет только богатства и презирает нищету, те, кто желает почестей и отвергает смирение, те, кто мечтает о легкой жизни и страшится скорбей и креста, те, кто хочет навязать свою волю всем людям, и ни за что не хочет принять волю Божию о себе, — все они орудия и игрушки диавола. Все они «от мира сего», от лжи, осужденной Первым Вселенским Собором. Видя их такими, Господь не молится за них. Поскольку они составляют «град зла», Господь желает его разрушения. Чтобы на руинах этого града сатаны построить град Божий, где обитает правда, — для всех любящих ее (2 Петр. 3, 13).
Протоиерей Александр Шаргунов
1 июня 2014 года
Добавить комментарий