К какому роду приглашенных относимся мы?

Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

«Я приглашен, но мне не хочется туда идти». Кто из нас не произносил когда-либо таких слов? Нас позвали на свадьбу, на обед, еще на какое-то важное торжество, и мы приняли приглашение, но когда подошло время, у нас не хватило духа идти.

Быть приглашенным обязывает сделать выбор, сказать «да» или «нет». Того, кто приглашает нас, соединяет с нами дружба, родство, общие интересы. В этом приглашении — испытание искренности нашей связи. Принять приглашение — значит укрепить эту связь, которой мы дорожим, или хотя бы просто не желаем пропустить что-то существенное для себя. Отказаться от приглашения — значит дистанцироваться от пригласившего нас. Когда отказываются от приглашения, обосновывают свой отказ занятостью, предстоящим отъездом. Или под предлогом плохого самочувствия, болезни. В центре сегодняшней притчи — приглашение на праздник, и отказ пойти на него.

Господь торжественно входит в Иерусалим, к великому неудовольствию начальников народа. Они враждебно настроены против Него. Господь обращается к ним с притчей, чтобы объяснить смысл происходящего. Речь идет о Его отношении к простым людям и к грешникам.

Некий царь устраивает свадебный пир для своего сына и направляет к людям слуг с приглашением. Получившие приглашение отказываются придти. Следует второе настойчивое приглашение: трапеза готова. Мы слышим этот простой и таинственный образ предлагаемого пира — телец упитенный. Но приглашенные снова отказываются. На этот раз они находят вполне уважительные причины: работа, деньги, устройство неотложных дел.

Царственный хозяин поражен дерзостью приглашенных. Дело ведь не в невозможности придти, а в решительном отказе. Придавая большее значение своему полю или своей торговле, чем царскому браку, они показывают свое презрение к нему. Тогда царь зовет на свой праздник всех подряд, кто только примет приглашение, и дом его заполняется.

Слушая эту притчу, книжники и фарисеи понимают, что хочет сказать Христос. Они знают, что в Священном Писании Бог часто представляет Себя как Царь, и Свое Царство как роскошный пир. Во Христе они приглашаются войти в самое близкое общение с Богом. Видя их отказ, Господь обращается к малым сим — к простым, ничего незначащим людям, к грешникам. Отсюда — ярость религиозных вождей Израиля.

К какому роду приглашенных относимся мы? Эта притча, произнесенная две тысячи лет назад, в особых исторических обстоятельствах, относится ли к нам сегодня? Хочет ли и нам что-то значительное сказать Господь?

Прежде всего, это Евангелие обличает нас как тех, кто оказался на праздничном пиру. Мы приняли Евангелие, мы исповедуем Иисуса Христа как нашего Царя и Бога. Его имя имеет исключительное значение для нас. Наше участие в Евхаристии ясно свидетельствует об этом. Нам остается только благодарить Бога за Его непостижимое милосердие, которое простирается и до нас.

Однако, слыша о том, что произошло с человеком, облаченным в небрачную одежду, можем ли мы жить со спокойной совестью? Слово Божие обращается к нам всегда с самым главным вопросом: живем ли мы подлинной христианской жизнью? Не слишком ли мы уверены в своей участи, оттого что отозвались на зов Господень и находимся в Церкви? Не считаем ли, что наши места за таинственной трапезой закреплены за нами раз и навсегда? И не сомневаемся, что Господь и впредь будет приглашать нас к еще большей радости. Мы приняли благовестие Христово. Очень хорошо! Но мы знаем, как требовательно оно. Мы призваны питаться Самим Господом, постепенно усваивая все, что есть в Нем. Но в том-то и дело, что, принимая причастие, мы должны так предавать Ему свою жизнь, чего бы нам это ни стоило, чтобы она становилась до конца принадлежащей Богу — Христовой. В Боге Живом нет ни статичности, ни неподвижности, но это Бог, Который часто застает нас врасплох и Который может мешать нам, — именно таким Христос был для фарисеев. Да, Бог никогда не перестает приглашать нас. И это приглашение поистине идет с нарастанием. Как бы мы ни были облагодатствованы, Он зовет нас к приобщению еще большим глубинам. Оттого что мы однажды поверили в Него, следуют все новые и новые приглашения с Его стороны. Притча сегодняшнего дня побуждает нас испытать наши сокровенные отношения с Богом, с Господом нашим Иисусом Христом. Понимаем ли мы, что всякий раз, когда звучит Его Слово, Он обращается лично к каждому из нас, слышим ли ответ на наши молитвы, обнаруживается ли наша вера в решающих судьбы Церкви и Отечества испытаниях и в нашей повседневной жизни? «Блаженны званые на трапезу Господню», — возвещает святая Церковь. Эти слова напоминают о блаженстве званых. О радости, могущей осветить нашу жизнь и сделать нас служителями Божиими, приглашающими на праздник жизни всех добрых и злых, которых мы встречаем на перекрестках наших дорог. Чтобы наше приобщение Телу Христову передавалось другим, потому что все званые, всех зовет Господь на пир вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: