К какому роду приглашенных относимся мы?

Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

«Я приглашен, но мне не хочется туда идти». Кто из нас не произносил когда-либо таких слов? Нас позвали на свадьбу, на обед, еще на какое-то важное торжество, и мы приняли приглашение, но когда подошло время, у нас не хватило духа идти.

Быть приглашенным обязывает сделать выбор, сказать «да» или «нет». Того, кто приглашает нас, соединяет с нами дружба, родство, общие интересы. В этом приглашении — испытание искренности нашей связи. Принять приглашение — значит укрепить эту связь, которой мы дорожим, или хотя бы просто не желаем пропустить что-то существенное для себя. Отказаться от приглашения — значит дистанцироваться от пригласившего нас. Когда отказываются от приглашения, обосновывают свой отказ занятостью, предстоящим отъездом. Или под предлогом плохого самочувствия, болезни. В центре сегодняшней притчи — приглашение на праздник, и отказ пойти на него.

Господь торжественно входит в Иерусалим, к великому неудовольствию начальников народа. Они враждебно настроены против Него. Господь обращается к ним с притчей, чтобы объяснить смысл происходящего. Речь идет о Его отношении к простым людям и к грешникам.

Некий царь устраивает свадебный пир для своего сына и направляет к людям слуг с приглашением. Получившие приглашение отказываются придти. Следует второе настойчивое приглашение: трапеза готова. Мы слышим этот простой и таинственный образ предлагаемого пира — телец упитенный. Но приглашенные снова отказываются. На этот раз они находят вполне уважительные причины: работа, деньги, устройство неотложных дел.

Царственный хозяин поражен дерзостью приглашенных. Дело ведь не в невозможности придти, а в решительном отказе. Придавая большее значение своему полю или своей торговле, чем царскому браку, они показывают свое презрение к нему. Тогда царь зовет на свой праздник всех подряд, кто только примет приглашение, и дом его заполняется.

Слушая эту притчу, книжники и фарисеи понимают, что хочет сказать Христос. Они знают, что в Священном Писании Бог часто представляет Себя как Царь, и Свое Царство как роскошный пир. Во Христе они приглашаются войти в самое близкое общение с Богом. Видя их отказ, Господь обращается к малым сим — к простым, ничего незначащим людям, к грешникам. Отсюда — ярость религиозных вождей Израиля.

К какому роду приглашенных относимся мы? Эта притча, произнесенная две тысячи лет назад, в особых исторических обстоятельствах, относится ли к нам сегодня? Хочет ли и нам что-то значительное сказать Господь?

Прежде всего, это Евангелие обличает нас как тех, кто оказался на праздничном пиру. Мы приняли Евангелие, мы исповедуем Иисуса Христа как нашего Царя и Бога. Его имя имеет исключительное значение для нас. Наше участие в Евхаристии ясно свидетельствует об этом. Нам остается только благодарить Бога за Его непостижимое милосердие, которое простирается и до нас.

Однако, слыша о том, что произошло с человеком, облаченным в небрачную одежду, можем ли мы жить со спокойной совестью? Слово Божие обращается к нам всегда с самым главным вопросом: живем ли мы подлинной христианской жизнью? Не слишком ли мы уверены в своей участи, оттого что отозвались на зов Господень и находимся в Церкви? Не считаем ли, что наши места за таинственной трапезой закреплены за нами раз и навсегда? И не сомневаемся, что Господь и впредь будет приглашать нас к еще большей радости. Мы приняли благовестие Христово. Очень хорошо! Но мы знаем, как требовательно оно. Мы призваны питаться Самим Господом, постепенно усваивая все, что есть в Нем. Но в том-то и дело, что, принимая причастие, мы должны так предавать Ему свою жизнь, чего бы нам это ни стоило, чтобы она становилась до конца принадлежащей Богу — Христовой. В Боге Живом нет ни статичности, ни неподвижности, но это Бог, Который часто застает нас врасплох и Который может мешать нам, — именно таким Христос был для фарисеев. Да, Бог никогда не перестает приглашать нас. И это приглашение поистине идет с нарастанием. Как бы мы ни были облагодатствованы, Он зовет нас к приобщению еще большим глубинам. Оттого что мы однажды поверили в Него, следуют все новые и новые приглашения с Его стороны. Притча сегодняшнего дня побуждает нас испытать наши сокровенные отношения с Богом, с Господом нашим Иисусом Христом. Понимаем ли мы, что всякий раз, когда звучит Его Слово, Он обращается лично к каждому из нас, слышим ли ответ на наши молитвы, обнаруживается ли наша вера в решающих судьбы Церкви и Отечества испытаниях и в нашей повседневной жизни? «Блаженны званые на трапезу Господню», — возвещает святая Церковь. Эти слова напоминают о блаженстве званых. О радости, могущей осветить нашу жизнь и сделать нас служителями Божиими, приглашающими на праздник жизни всех добрых и злых, которых мы встречаем на перекрестках наших дорог. Чтобы наше приобщение Телу Христову передавалось другим, потому что все званые, всех зовет Господь на пир вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *