О прощении грехов и об исцелении

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангелие — о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Христос, после того как Его не приняли в земле Гергесинской, приходит в другое место. Его естество, Его жизнь заключается в том, чтобы делать добро. Если Он отвергнут в одном месте, Он спешит в другое. Есть люди, которые слышать ничего о Нем не хотят, и есть люди, которые жадно хотят хотя бы что-то о Нем узнать и прикоснуться хоть к краю Его одежды. Пусть иногда кажется, что Христос совсем изгоняем с земли, и нет Ему места в нашем мире. Мы знаем, что до конца мира будут люди, верные Ему. И Господь приходит, чтобы совершить чудо исцеления людей, самых, казалось бы, расслабленных и духовно, и телесно.

Сегодняшнего евангельского расслабленного приносят его друзья. У него была такая болезнь, что он мог придти ко Господу, только будучи носимым другими людьми. Когда человек сам не может придти ко Господу, его могут принести к Нему другие люди. И Господь не отвергает такое обращение к Нему. Человек может быть хромым, больным, безногим. Младенцы сами не могут придти ко Христу, но когда с верой приносят в храм маленьких детей, чтобы они причастились, Господь призирает на веру тех, кто приносит Ему этих детей.

Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какой угодно болезнью.

Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему. На самом деле, мы должны бы всегда первыми приходить ко Христу Богу. Но если внимательно посмотреть на жизнь, не бывает так, чтобы Он не пришел к нам первым. Когда нам немного приоткрывается тайна подлинного смирения, нам становится понятно, что мы никогда не достигнем того смирения, которое есть у Христа.

И вера этих людей была действенной. Они взяли на себя труд нести этого больного человека ко Христу. А в Евангелии от Марка об этом событии сказано, что они, придя с верой во Христа, увидели, что Господь находится в доме, где теснится толпа, и что им невозможно пробиться туда. Тогда они взобрались на крышу дома, разобрали ее и спустили к ногам Христа своего больного друга. Истинная вера не смотрит ни на какие преграды. Она все одолевает. «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», — говорит Христос, потому что видит, что у этих людей настоящая вера.

Они, собственно, даже не молятся Христу, об этом ничего не сказано. Они просто полагают к ногам Христа расслабленного, и этого оказывается достаточно. Нам как бы показано, что такое молитва. Молитва — это не обязательно слова, но это обязательно такое стояние пред Богом, когда мы сами пред Ним предстоим и приносим Ему людей, которые нуждаются в помощи Божией. Всякое наше переживание за личное горе, за горе, которое происходит со всем народом, когда оно во Христе, когда мы это горе представляем перед Христом Богом — это и есть молитва.

Несчастье вопиет пред Господом не меньше, чем грех. И Господь в милосердии Своем бывает не менее скорым на слышание, чем в справедливости Своей. Он обращает Свое кроткое лицо к этому безнадежно больному человеку. И с добрым состраданием говорит ему: «Чадо» — «дитя» — называет его. И этот человек утешен. У него есть причина быть утешенным, потому что Господь ему сказал: «Прощаются тебе твои грехи». А если грехи прощены, то нет препятствий для того, чтобы и тело было исцелено от болезни. И даже если оно не будет исцелено, то утешение, которое он получил от Христа, больше всякого другого. Христос может сказать: «Я не исцелю тебя от твоей болезни, но это не значит, что ты напрасно пришел сюда, потому что Я удостоверяю тебя в прощении твоих грехов».

Всякий раз, когда дается нам по благодати Божией узнать, что Господь прощает нам наши грехи — в таинстве ли исповеди, в личной ли домашней молитве, когда касается нас Он Своей жизнью милосердия и прощения — мы узнаем, что это дороже всего остального на свете. Человек может получить этот дар. Преподобный Силуан Афонский рассказывает об одном человеке, который ходил со светлым и радостным лицом. Узнав однажды, что тот когда-то совершил убийство, он подошел к нему и спросил: «Как ты можешь быть таким спокойным и счастливым после того, как совершил такое страшное преступление?!» Тот человек сказал: «Я много со слезами молился Господу, и Он простил меня». Он не мог скрыть своей радости, потому что думал, что этот грех уже никто никогда ему не простит.

Вот об этом мы должны молиться — чтобы Господь простил нам наши грехи. Пусть будет все, что будет, — все, что пошлет нам Господь, милосердный и правосудный. Пусть посетят нас огненные искушения, как говорит апостол Петр, но только бы они были очищением наших грехов, чтобы мы с чистой совестью, утешенные любовью Христовой, мужественно, ничего уже не страшась, могли проходить через ад, достигая Господа.

В сегодняшнем кратком Евангелии есть очень значительные для нас слова: книжники — то есть богословы, ученые, которые все знают, — слыша от Христа, что прощаются грехи этому грешному человеку, говорят: «Сей богохульствует». Хотя они говорят это в самих себе, в своих сердцах, Господь видит их помышления. Пусть люди не слышат помыслов, которые внезапно входят в наше сердце, — от Господа ничто не бывает сокрыто. И мы должны быть очень внимательными к тому, что происходит в наших сердцах. Потому что там, где действует благодать Божия, навстречу ей вдруг появляется самая черная адская злоба. Человечество достигло уже времен, когда грех становится нормой во всех проявлениях жизни. Поэтому мы призываемся не только не совершать грубых, уничтожающих нас грехов, но страшиться в сердце своем дать место диаволу, чтобы не оказаться заодно с теми, кто замышляет самое гнусное преступление против Господа.

Для нас должны быть утешением слова Спасителя, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи. Власть прощать грехи передана в руки Сына Человеческого — Того, Кто, как говорит Писание, «кость от костей наших». Того, Кто причастен всем нашим болезням, скорбям, и нашей смерти. Того, Кто знает, что такое грех и знает неизбежность страшных последствий греха для каждого человека. Он знает это лучше, чем кто-либо из нас. И имеет власть прощать грехи.

Господь простирает Свое милосердие на всю жизнь человека. Что легче, говорит Он, сказать: «Прощаются тебе грехи» или сказать: «Встань и ходи»? Что может быть более невозможным, чем сказать: «Прощаются тебе грехи» и: «Встань и ходи». Или, наоборот, что может быть более легким, чем это сказать! Только крепость и милосердие Божие могут совершить это чудо. Господь пришел исцелять и спасать. Он говорит, что где исцелен грех, самая главная болезнь человека, там естественно легко исцелить и болезнь тела.

Сегодняшнее Евангелие заставляет нас задуматься, что происходит лично с каждым из нас, и что происходит с нашим народом. Та расслабленность, которой охвачен наш народ, те беды, которые он испытывает, говорит сегодня Христос, есть только симптом болезни, называющейся грехом. Господь может легко избавить нас от всех бед, исцелить от этой расслабленности, если будет исцелена главная болезнь, которой болен сегодня наш народ. Господь пришел, чтобы спасти людей от грехов их.

Но у нашего расслабленного народа нет сил самому придти ко Христу. Что же делать? Во-первых, Церковь призывается сделаться способной понести народ — на себе, на своих плечах — ко Христу. Для этого нужно иметь сострадание к погибающим людям. И во-вторых, сам народ, по крайней мере, должен быть способным, как тот расслабленный человек, не сопротивляться, не кричать: «Куда вы меня несете! Не хочу!» Где взять это доверие к Церкви Христовой для народа, который в массе своей сегодня неверующий?

Господь говорит нам, чтобы мы посмотрели на самих себя. Мы почти все в той или иной степени тоже являемся расслабленными. Но разница заключается в том, что мы все-таки устремляемся ко Христу. И когда мы устремляемся к Нему, но не можем сами к Нему придти, нас несут люди, которые крепче нас, — святые, которым мы молимся в Церкви.

Когда мы с подлинным покаянием в грехах доверимся тому, что совершает с нами в Церкви Господь и Его святые, тогда произойдет чудо исцеления. И оно не может остаться незамеченным. Как сказано в Евангелии, народ, видя это чудо, прославил Бога. Народ видит милость Божию, которая проявлена к другому человеку. Исцеление расслабленного — для него радость и хвала. И это уже признак высокого состояния народа. Нужно заботиться, чтобы народ наш не потерял свою естественную способность быть народом, у которого еще жива совесть и стыд, и который способен, не зная истинного Бога, отвечать своей душой на глубокие проявления горя и радости.

«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога». Удивительно, что сказано: «прославил Бога». Не Сына Божия прославил, а Бога — за то, что Тот дал такую власть человекам. Разве в этих словах не раскрывается нам тайна Церкви — данная Богом власть человекам, которая осуществляется только в Церкви? И когда народ, не знающий Бога, обретает способность хвалить Его за великие милости, явленные к другим людям, тогда он уже сам входит в Церковь, приближается ко Христу.

Протоиерей Александр Шаргунов

20 июля 2014 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.