Источник воды живой
Слово в Неделю о самаряныне
Христос воскресе!
Сегодня у нас Неделя о самаряныне. Мы видим, как Господь после долгого пути в пустыне сидит у колодца Иакова.
Примечательны обстоятельства Его беседы с самарянкой. Самарянка приходит к колодцу за водой — простая женщина, у которой для этого нет слуги. И мы видим, как Божественный Промысл достигает великих целей через события, как будто ничего незначащие. Ученики Спасителя ушли в город, чтобы купить еду, а Христос не пошел с ними. Не потому что Он гнушался есть в самарянском городе, но потому что Ему предстояло совершить важное дело.
Мы знаем, что Он часто проповедовал множеству народа, а здесь Он бережно склоняется к одной душе — одной женщине, простой бедной чужестранке, чтобы научить Своих апостолов, Свою Церковь делать точно так же, чтобы знали они, что радость для Господа — спасти одну душу от смерти.
Господь начинает беседу с просьбы дать Ему пить. «Дай Мне пить», — говорит Он женщине. Тот, Кто содержит в руках Своих источники всех вод, Творец мира, обнищал до конца и просит у Своего творения. Он просит у этой женщины, потому что хочет вступить с ней в подлинное общение. Он и поныне просит у нас через всех алчущих и жаждущих, и говорит: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).
Женщина поражена, потому что между иудеями и самарянами — смертельная религиозная вражда, и они не общаются друг с другом. Ибо гордостью иудеев было претерпеть любые лишения, только бы не принять ничего от самарян. А Христос пользуется случаем повести душу этой женщины на большую глубину. Он как будто не замечает ее слов о вражде иудеев и самарян. Бывают такие расхождения между людьми, к которым нельзя относиться как к чему-то второстепенному, но иногда эти расхождения лучше врачуются, когда мы намеренно избегаем повода вступать в споры из-за них. И точно так же дальше мы увидим, как в беседе с самарянкой Господь обойдет вопрос относительно того, где лучшее место для поклонения Богу, «ибо приходит время, когда вы будете поклоняться Отцу не на горе сей, не в Иерусалиме», — говорит Он.
Господь, беседуя с женщиной, подводит ее к мысли, что она нуждается в Спасителе. Она действительно начинает понимать, что теперь может обрести то, что явится для нее самым драгоценным в жизни. «Если бы ты знала дар Божий, — говорит Христос, — и Кто просит у тебя пить». До этого она думала, что перед ней просто иудей, бедный измученный странник, а перед ней — дар Божий, предельное явление любви Божией к человеку, Сам Бог.
Как может этот Божий дар предлагаться людям? Бог просит у человека: «Дай Мне пить». И Христос говорит этой женщине, что бы сделала она, если бы знала Его: «Ты бы просила». Кто нуждается в каком-либо даре, пусть просит у Господа.
И далее Он открывает нам тайну молитвы, тайну общения с Богом. Те, кто однажды узнал Христа, всегда будут искать Его. И уже ничто другое на свете никогда не будет им сладким, никогда не сможет утолить их жажду. Он даст воду живую, и эта вода живая — Дух Святой, Его нельзя сравнить с водой на дне колодца, даже святого колодца. Но Он сравнивает Его с живой (то есть текущей) водой. Благодать Духа Святого подобна этой воде.
Христос может дать, и Он хочет дать эту воду живую всем просящим у Него. И женщина-самарянка с изумлением и недоверием глядит на Господа. «Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок, — говорит она Ему. — Откуда у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец?»
Подобно Никодиму, тайно ночью пришедшему ко Христу беседовать о Царствии Божием и не понимающему, как человек должен снова родиться, эта женщина все слова Христовы понимает буквально. Но Господь помогает ей понять, что вода из колодца Иакова давала только временное утоление жажды — и телесной, и духовной. А кто будет пить воду, которую Он даст, не будет иметь жажды вовек.
Не нужно будет обращаться к кому бы то ни было за утешением в скорбях. Верующий во Христа будет иметь в самом себе источник воды живой, вечно текущий. Эта вода всегда в движении, потому что благодать Духа Святого дает новизну жизни — непрерывную, постоянную, чудесную. Все, что в этом мире, — старо, каким бы новым оно ни казалось. А то, что Господь дает, — всегда абсолютно новое, и делается беспрерывно новым, находясь в беспрерывном потоке жизни.
Господь одновременно предупреждает, что если великие истины, которые Он открывает нам, становятся в душах наших как стоячая вода, это происходит, потому что мы не живем этими истинами, мы не приняли еще их, как должно. «Господи, — говорит Ему женщина, веря и не веря, — дай мне такой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». В ней уже рождается смутное прозрение, что здесь совершается что-то необыкновенное, самое главное для нее.
Внезапно Господь соединяет разговор о живой воде с ее личной жизнью, с глубинами ее совести. И вот это то, о чем каждый из нас должен хорошенько задуматься — увидеть эту неразрывную связь самых глубочайших тайн жизни с тем, как мы живем. «Пойди, — говорит Господь, — позови мужа твоего и приди сюда». Позови твоего мужа, чтобы он помог тебе все понять. Позови его, чтобы он мог научиться вместе с тобой, и вы оба стали наследниками благодатной жизни. Может быть, Господь сказал ей больше, чем то, что мы слышим в Евангелии, потому что там написано, что Он сказал ей все, что она сделала в жизни. Как будто напомнил обо всем ее прошлом.
«Пять мужей у тебя было, и тот, кто теперь у тебя, — не муж тебе». То есть она жила в блуде. Но как бережно и в то же время твердо обращается с ее душой Господь! Как искусно Его обличение, как оно исполнено любви к этой душе! «Тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе», — со скорбью говорит Господь и оставляет ее совести досказать остальное. Но и здесь Он не спешит с приговором, который она была бы неспособна сразу понести. «Ты правду сказала, что у тебя нет мужа». И еще раз говорит: «Ты справедливо сказала». То, что она сказала вначале, было просто отрицанием — у нее нет мужа, а Господь помогает превратить это признание в исповедание грехов. И так Господь обращается с каждой человеческой душой. Так постепенно приводит Он к истинному глубочайшему покаянию, без которого мы не можем вкусить той воды, которую Он предлагает нам.
И только после этого Господь говорит об истинном почитании Бога. Наступает время и наступило уже, когда не будет иметь значения, на каком месте совершается поклонение Богу, потому что существенно поклонение в духе и в истине. Все зависит от состояния нашего духа, в котором мы поклоняемся Господу.
Мы должны поклоняться Богу в духе, уповая, что Бог Дух Святой укрепит нас и поможет нам достигнуть истинной жизни. Мы должны поклоняться Ему верностью истине и пламенностью любви. Мы должны поклоняться Ему в истине и правде со всей искренностью, дорожа содержанием бесконечно более, чем формой. Не почерпалом только, через которое дается нам драгоценная вода, но больше самой водой, потому что если мы не вкушаем этой живой воды, то каким бы золотым ни было все остальное, нет нам в этом никакой пользы. Только таких поклонников ищет Отец. Потому что путь к истинному духовному поклонению узок, но он необходим. И Господь настаивает на этом, и Он говорит, что другого пути не существует.
То что Он ищет таких поклонников, означает, что Он Сам создает таких поклонников. И эта женщина становится такой поклонницей Богу в духе и истине. Многие самаряне уверовали во Христа, прежде чем они увидели Его, по слову ее. Она не сотворила никакого чуда, она не обладала даром слова, она была простой женщиной. В тяжких грехах всю жизнь она пребывала, но какую жатву приносит ее слово, потому что она по-настоящему встретилась со Христом!
То, что самарянка не могла удержать для одной себя этот дар Господень, то, что она поспешила принести его к другим, чтобы поделиться радостью об обретенной истине, показывает, что Господь неслучайно избрал ее. Поистине, она подобна евангельской женщине из притчи о тайне Царства Небесного, которая нашла потерянную драхму и созвала соседей возрадоваться вместе с ней. Жители Самарии умоляют Господа, чтобы Он пребыл с ними. И Господь пребывает с ними в течение двух дней. В Евангелии сказано: «Многие еще уверовали в Него по слову Его».
Мы помним, как жители страны Гадаринской умоляли Христа отойти от их пределов, после того как Он совершил чудо, можно сказать почти из мертвых воскрешения, бесноватого человека. А эти умоляют, чтобы Он пребыл с ними. И Господь повинуется и тем, и другим. О, если бы жители нашей страны уподобились сегодня не гадаринцам, а самарянам! Но для этого нужно, чтобы и мы стали, как женщина-самарянка. Чтобы и мы узнали и вкусили, как благ Господь. И вода живая стала в нас источником жизни и для других людей.
Самаряне сказали этой женщине: «Уже не по твоим словам веруем, но сами слышали от Него и знаем, что Он воистину Христос Спаситель». Мы не знаем, о чем говорил Христос с самарянами, но нам ясно, что они напились той самой живой воды, вкусив которую, человек уже не жаждет. И доныне Христос стоит посреди всех наших праздников и всех наших будней и громко зовет, как сказано в Евангелии, чтобы все услышали: «Если кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37). Только Он, и никто больше, может дать жизнь посреди раскаленной пустыни мира изнемогающим, умирающим от жажды людям.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий