Великий покаянный канон

Четверг

Сегодня мы закончили чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Еще раз напомним, что нам надо лучше знать Священное Писание. Чтобы когда будет стояние преподобной Марии Египетской, и целиком будут читать этот Канон, мы к этому времени уже хорошо понимали, о чем в нем говорится. По крайней мере, чтобы к следующему Великому посту, если Господь сподобит нас этого дара, мы пели Богу нашему по-настоящему разумно.

Но в утешение скажем себе, что все-таки мы и сейчас молимся разумно, когда вместе со всей Церковью повторяем то, что является содержанием всего Канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». То, что является дыханием Церкви не только во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, но всегда, сколько она существует. Это самая древняя молитва Церкви.

Святое предание говорит нам, что когда был изгнан первый человек из рая, он, оплакивая свою наготу и падение, взывал: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Милостиве, помилуй мя, падшаго».

Мы знаем, что эта молитва никогда не оставляла Церковь. Все Священное Писание — покаянный молитвенный вопль о помиловании. Когда человечеством был воздвигнут первый храм в честь истинного Бога, то первая молитва, которая прозвучала в этом храме, была: «Услыши нас, Боже, и помилуй нас».

Говорят, что первый крик, который издает родившийся младенец, заключает в себе тайну этих слов. По крайней мере, первые слова, которым он должен научаться вместе со словом «мама», — «Господи, помилуй». Обращение к Тому, от Кого он получил жизнь и от Кого зависит все его будущее. И последние слова в угасающем сознании человека — точно такие же: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Церковь в течение Поста будет призывать нас к этой молитве. Мы должны повторять ее неустанно, как повторяем во время богослужения «Господи, помилуй» — двенадцать раз и сорок раз. Чтобы это запечатлелось в нашем сознании. И соединилось с нашим дыханием. Господь, Который всегда милостив, призывает нас к этой молитве. Он поистине долготерпелив и многомилостив, и какова милость Его, такова Его и крепость. Он благ в крепости, и силен в милости.

«Просите, говорит Он, и дастся вам; стучите и отверзется». Господь помилует тех, кто будет просить о помиловании. Там, где нет надежды на помилование, где уже полная безысходность, Господь отверзет кающимся грешникам вход в Свое Царство.

Будем учиться этой молитве, произнося ее в уме, потому что человек может мыслить таким образом. И произнося ее словами, потому что человек может говорить так. И исполняя эту молитву нашими поступками, потому что поступки — тоже молитва. Мы помним, как достигли слуха Господня мерзости Содома и как призрел Он на деятельное покаяние Ниневии.

Наши поступки, наши мысли, наши слова, вся наша жизнь, где бы мы ни находились, обнажены пред Господом. Господь внемлет нашей молитве, даже если мы находимся в полном уединении, где никто нас не видит и не слышит. И когда мы в храме молча присоединяемся к пению хора «помилуй мя, Боже, помилуй мя», Господь различает голос каждого из нас, сколько бы ни было людей в храме.

Будем прибегать к этой молитве, когда искушает нас грех. И если мы не устояли в заповеди Божией, если отступили от Христа, покаянно взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». А если за нераскаянность нашу, за то, что мы одними устами, а иногда и всуе, часто повторяли эту молитву, мы окажемся в аду — не перестанем и там повторять эту молитву: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Она настолько проста! Самые простые слова, как перекреститься. Самое простое, что есть на свете. Как пост телесный, предлагаемый Господом, который доступен всякому. В нашем посте заключены все тайны жизни, недоступные никакой внешней мудрости, если он запечатлевается крестным знамением и молитвой: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

И вот наше молитвенное правило на весь Великий пост, о котором так часто спрашивают. Прежде всего, будем, как с самого начала мы сказали, стараться читать Священное Писание, находить для этого время, потому что Церковь молится словами святой Библии. Особенно драгоценна для нас должна быть Псалтирь. И, во-вторых, будем учиться среди всех слов молитв, будь то Постная Триодь (хорошо ею молиться в течение всего Поста) или Псалтирь, так обращаться ко Господу, чтобы между строк звучало: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», как это мы слышим сегодня в Великом покаянном каноне. Как это было естественным воздыханием преподобного Иоанникия Великого, когда он читал Псалтирь, и между ее стихами произносил: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». Не потому ли Церковь включила эту молитву в число каждодневных молитв на сон грядущим?

Надо, чтобы мы научились этому воздыханию «помилуй мя, Боже» во всех наших молитвах, чтобы оно перешло с сегодняшнего Покаянного канона на все богослужения. Мы часто напоминаем завет преподобного Серафима Саровского, что за каждым богослужением, от начала его до конца хорошо повторять в своем сердце Иисусову молитву или молитву мытаря: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

И, наконец, будем повторять эту молитву в течение каждого дня. Не внешне только, а хоть раз в час, как заповедуют нам святые отцы, но на самом деле предстать пред лицом Господа и от всего сердца обратиться к Нему о помиловании. Будь у тебя все благополучно или грозит какая опасность — произноси эту молитву, всегда исполненную той же силы, того же утешения. Необязательно четочки всем носить. Это полагается монахам, как знак, что они этой молитвой определяют всю свою жизнь. Необязательно передавать святые слова от сердца к устам посредством четок и пальцев, ибо Господь всегда слышит нас.

Будем надеяться на это всесильное заступничество Господа, Который может избавить нас от любой беды. Как избавил Он когда-то преподобного Силуана Афонского от бешеной собаки, которая, искусав до этого полдеревни, мчалась прямо на него. Преподобный взмолился: «Помилуй мя, Господи» — и собака, уже готовая напасть, вдруг отшатнулась от него и унеслась дальше.

Каждый из нас, наверное, знает, сколько раз он лично и сколько раз наш народ и все человечество стояло у края гибели. И когда обращались мы к милостивому Богу, то Господь отводил от нас эту гибель. И сегодня, когда в неслыханной мере приблизилась гибель к нашему народу, ко всему человечеству, когда вечная смерть заглядывает ему в глаза, как нам не повторять эту святую молитву, как нам не обращаться ко Господу, столько раз доказавшему нам ее благодатную силу! И как первая молитва отпавшего от Бога человечества была «помилуй мя, Боже, помилуй мя», так, вне всякого сомнения, при кончине человеческой истории в огне и в архангельских трубах, не будет уже ни времени, ни сил сказать какие-либо иные слова, кроме этой молитвы.

«Боже, милостив буди мне, грешному. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас».

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *