Смысл Петрова поста

Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году длится целый месяц, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла — кто сколько вместит. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься».

Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьезна, что не так-то легко исполнять заповеди Божии, как может показаться. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, все исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути — до того, о чем непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех — это все равно что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить заповедь Божию — значит стать исповедником Христа, а совершить грех — значит отречься от Христа.

В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагают, что Он — Иоанн Креститель, другие ― что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нем. Он ждет от них иного ответа, потому что они ― близкие Его, и им дана была возможность узнать Его намного больше, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени Двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это апостолу Петру, но Отец, Сущий на небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет. Он говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит только первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословить Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью». «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». Ответ Господа беспощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и не знал по-настоящему Христа.

В приобщении этому исповеданию ― смысл Петрова поста. Мы приглашаемся испытать глубже, что мы знаем о Христе, и какова наша вера в Него. Когда мы говорим, что Он ― Сын Божий, Спаситель, Свет мира ― что означают в точности эти слова для нас? И нам не плоть и кровь открыли эту тайну. Но, может быть, как Петр, мы, радостно произнося их, не отдаем себе ясного отчета, что влечет за собой это исповедание. Потому что в этом вопросе: «А вы за кого почитаете Меня?» может заключаться другой смысл ― самый важный. «Кто Я для вас? То есть какое значение имею Я для вас? Какое место Я занимаю в вашей жизни? Когда вы исповедуете веру в Меня, оказывает ли это исповедание влияние на каждый ваш день?» Если мы так поставим вопрос, станет очевидно, что значение имеет не прекрасный, богословски глубокий и даже благодатный ответ. Значение имеет, в какой мере эта истина определяет наши отношения со Христом, какова сила его воздействия на то, что происходит с нами. Есть ли в нашей жизни то, что мы делаем ради Христа и Его учения, и то, что мы никогда не сделаем, потому что любим Его? Такой ли род отношений устанавливаем мы с теми, кто нас окружает? Сознаем ли, что у нас никогда бы не было такого рода отношений с людьми, если бы мы не были связаны со Христом?

Эти вопросы обличают нас. Они заставляют нас глубоко испытать свое сердце и быть правдивыми перед Богом. Легко сегодня называть себя христианином и быть им только по имени. Существует постоянное искушение спрятаться за прекрасным благовестием и исповеданием веры, возвещаемой Церковью. Но все заключается в том, чтобы ясно видеть, как дорого наша вера стоит. Истина открылась апостолу Петру в Кесарии Филипповой, апостолу Павлу ― по дороге в Дамаск. Путь веры не был для них простым и легким. Но их жизнь и труды, и, более всего, ― мученическая кончина свидетельствуют об их приобщенности до конца Христу.

Смерть Христа на Кресте открывает нам вечное и совершенное явление Сына Божия со Отцом и Святым Духом. Крест ― вершина, где предельно воссиявает Божественность Христа. Никогда Бог не был столь велик, не был настолько Богом, ― если можно так выразиться, ― как в этом предельном уничижении. Вот почему апостол Павел хвалится быть благовестителем Бога распятого. «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев ― соблазн, для эллинов ― безумие» (1 Кор. 1, 22).

Мы приглашаемся сегодня сделать решительный шаг, и начать жить по истине. «А вы за кого Меня почитаете? Кто Я для вас? Какое на самом деле место даете вы Мне в вашей жизни? Какое реальное влияние Моего Креста и Евангелия на вашу каждодневную жизнь?» На эти вопросы мы должны ответить в глубинах наших сердец. Христос узнает Своих истинных друзей, когда Он на Кресте. И только отдавая себя, мы обретаем себя.

Господь не отверг апостола Петра с его искушением, подобным тому, с каким приступил к Нему сатана в начале Его служения. И Он не отверг апостола Павла, когда тот гнал Его Церковь. Он стал Слугой их, чтобы помочь им узнать, Кто Он, и что значит Его пришествие в мир. И для нас разве Он не сделает все, и не сделал уже, чтобы спасти нас ― дать нам узнать истину и научить нас жить по ней?

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *