Главная болезнь века

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

«Не заботьтесь», — говорит нам в Евангелии Господь. Многозаботливость, обессиливающая человека, лишающая его покоя дневного и ночного, — главная болезнь века, в котором нет Бога. Она не просто бесполезна, в чем нам приходится без конца убеждаться, — она наполняет жизнь страхом: что будем завтра есть и пить? И у страха глаза велики и темны.

Многозаботливость угрожает жизни мира. В самом деле, что мы будем завтра есть и пить, чем будем дышать? Все дал Бог человеку в природе. Но своей чрезмерной заботой, ненормальным развитием науки и техники, в котором — желание обеспечить себя надолго вперед, человек все более уничтожает природу. И Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, не из-за этой ли многозаботливости стала самой нищей? Поистине, человек не может служить двум господам, и все чаще уже не хочет — многозаботливость поглощает его целиком. Там, где место Бога занимает маммона, место жизни занимает смерть.

«Все куплю, — говорит сегодня в безумии человек, — найду выход из всех затруднений». Кто эти «новые русские», которые ради маммоны не остановятся ни перед чем? После убийства Богочеловека за тридцать сребреников самое страшное в мире — когда открыто назначается цена за убийство человека и, кажется, любого количества людей.

Многозаботливость смертельно опасна и для Церкви. Посмотрите, например, на христианские общества Запада, где на первое место выходит муравьиная хлопотливость о земном — видимо, в надежде, что все небесное к нему приложится. Если Божий порядок перевернется в Церкви, в мире наступит полный мрак. «Если свет, который в тебе, тьма, — говорит человечеству и каждому из нас Христос, — то какова же тьма?» Тьма уже будет такой, как при кончине мира.

Все хочет дать Господь человеку, а человек хочет взять только полюбившуюся ему часть. Вцепился в нее, сжимает жадно руку и никак не может разжать, чтобы принять дар Божий. Ни один человек не свободен от ложной многозаботливости, и редко кто добровольно освобождается от нее. Не потому ли течение нашей жизни отмечено событиями, которые мы называем трагедиями, или, по крайней мере, разочарованиями, когда постепенно отнимается от нас, пока совсем не отнимется то, чем мы дорожим? Это необязательно может быть материальное богатство — это может быть жизнь близкого человека или наше здоровье, или наша репутация. Это может быть любимая работа, которая поддерживала нас, или особый наш дар, на который мы полагались, — все постепенно отнимается от нас, но мы упорствуем, отчаянно сопротивляемся, пока не поймем, для чего Господь разжимает нам руку, что хочет вложить в нее. Пока не услышим однажды на самом деле то, что, может быть, слышали тысячу раз: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и все остальное приложится вам». И здесь — единственное исцеление от этой страшной болезни и от самой смерти.

Все приложится? Выходит, для земного совсем не надо трудиться? «Господи! — восклицают апостолы. — Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». «Делайте то, что Я вам говорю, — отвечает Спаситель, — и об остальном не заботьтесь». Мы должны забрасывать сеть, и Бог даст улов, так что сеть будет едва ли не прорываться от множества рыб — или Бог не даст улова. Мы должны сеять, поливать, и Бог даст или не даст урожай. Все должно совершаться не ради рыбы или хлеба, а ради послушания Богу, ради доверия Тому, Кто пятью хлебами и двумя рыбами может накормить всех. Чтобы мы были свободны, чтобы не были связаны землей, как цветы, в которых всегда сияет солнце и небо. Как птицы, которые во время полета образуют формой крыльев крест и поют непрестанно хвалу Богу. Чтобы мы были свободны и свободно шли за Христом, не застревая нигде, не видя препятствия ни в чем, в том числе и в материальном.

Бог стал человеком, облекся в нашу плоть не для того чтобы мы стали бесплотными духами. Сын Божий стал Сыном Человеческим не для того чтобы изъять нас из этого материального мира. Бог стал одним из нас, чтобы соединить небо и землю, чтобы и все земное, не только небесное, соединяло нас с Ним. Но «ищите прежде всего Царства Божия и правды его».

Жить по воле Божией, по заповедям Его, довериться пути, по которому прошел и идет сегодня с нами Господь, чтобы дать нам бесконечно больше, чем мы можем помыслить, — вот в чем легкость и радость человека. Величайшее чудо — правда Божия, заповедь Божия. В ней сокрыто то, что не найдем мы нигде в мире, — это жизнь, которой Бог наслаждался, прежде чем мир не был, и к которой Он теперь ведет нас. Так поступайте, говорит Он нам, и вы будете дети Божии. Все вы воистину — сыны Вышнего. То, что Я имею по природе, вы будете иметь по благодати.

Даже грешную эту землю доныне Бог облекает такой красотой, какую человек никогда не может соткать. Если падающие под косой полевые цветы знают любовь и славу, если Бог заботится о них, почему мы так бездарно умудряемся, отвергая Божию заботу о нас, облекать всю жизнь нашу в сплошной серый цвет? Внешний наш человек неизбежно тлеет, но если внутренний обновляется, то одежда плоти нашей завтра будет цвести и ликовать. Дай Богу одеть тебя, как Ему нравится! Будь птицей, несущей в небо жизнь свою, как крест, будь счастливой травой, которая отдается Его ветру!

В Божием саду, в раю — ветер Святого Духа. Печь наших скорбей и смерти разжжена седмерицею, но в глубинных недрах этого пламени Господь готовит нам радость, которая облечет нас великолепием Его Воскресения. Дай Богу одеть тебя по вкусу Божию!

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.