Массовая китайская миграция на земли Сибири и Дальнего Востока началась во времена "перестройки". Сегодня экономическая и демографическая экспансия КНР получила поддержку властей РФ.
25 июля заместитель главы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Борис Большаков провёл в Москве переговоры с заместителем руководителя Гослесхоза КНР Ли Юйчаем, в ходе которых обсуждался вопрос о передаче 1 млн га сибирских лесов в долгосрочную аренду Китаю – в рамках реализации проекта по совместному освоению лесных ресурсов на территории России.
Как сообщает «Росбалт» (27.07.06): «Пилотный проект предусматривает организацию на условиях лесного законодательства РФ (долгосрочная аренда лесов) предприятия с участием китайского капитала, которое будет осуществлять на территории лесного фонда (1 млн га) ведение лесного хозяйства, заготовку леса и переработку, включая целлюлозное производство. Предположительно, экспериментальной площадкой станет один из регионов Сибирского федерального округа. В настоящее время китайская сторона определяет бизнес-структуру, которая получит право на участие в реализации проекта.
По словам Ли Юйчая, китайская экономика остро нуждается в лесных ресурсах и продуктах деревопереработки, и «поэтому рассматривает Россию с ее огромными запасами древесины как главного стратегического партнера». В частности, КНР готова активно сотрудничать в сфере совместного лесопользования и ведения лесного хозяйства.
Со своей стороны, Борис Большаков подробно объяснил процедуру предоставления участков лесного фонда РФ в аренду зарубежным инвесторам. Большаков подчеркнул, что Рослесхоз готов предоставить китайской стороне любую информацию о запасах древесины в России, способах ее освоения и переработки, наличии инфраструктуры, транспортной логистике».
Кроме того, «стороны договорились направить администрации китайской провинции Хейлунцзян предложение о сотрудничестве. Предполагается, что после согласования сроков и условий аренды, из этой провинции в Зауралье отправятся сельскохозяйственные рабочие» («Международник.ру», 04.08.06).
Это уже не первый подарок Китаю за счет России, который делает кремлевская администрация. Достаточно вспомнить 2004 год, когда Китаю передали 337 кв. километров российской территории – амурский остров Тарабаров и половину амурского острова Большой Уссурийский. Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» выступил тогда с протестом против этого преступного решения.
Телевидение РФ не беспокоит граждан широким обсуждением состоявшихся переговоров. Появилось только несколько коротких сообщений в новостных программах. Зато в большинстве печатных и интернет-изданий сделка подверглась осуждению.
Особенно красноречива Юлия Латынина в «Новой газете» (21.08.06):
«Рослесхоз заявил о готовности выделить Китаю один млн га лесов в аренду; пока предварительные договоренности достигнуты с Тюменью и Свердловской областью об аренде на 49 лет. Последний раз по такому типу арендовали Аляску. Это событие практически госканалами не освещалось. Между тем оно вызывает ряд вопросов. 49 лет – это два поколения. Когда 49 лет кончатся, будет ли какая-то возможность попросить этих арендаторов уехать?
Если, допустим, через 49 лет Россия обнаружит, что на одном млн га нет русских жителей, не говоря уже о русских милиционерах или русских бизнесменах, что сможет Россия сделать, чтобы попросить китайцев уехать? И как вы думаете, останется ли там хоть один русский, учитывая трудолюбие, многочисленность китайцев и способность Китая мыслить веками, в противоположность привычке Кремля мыслить долларами?
Как вы думаете, сколько десятилетий надо китайцам, чтобы заявить права на Тюмень и Урал по образцу Косова?..
Сдача лесов в аренду – не единственный признак крепнущей российско-китайской дружбы. Не оставлен проект сооружения китайцами платной дороги Москва – Санкт-Петербург. Специалисты-транспортники вам подтвердят: учитывая, что платные дороги не есть способ окупить затраты на дорогу, а есть способ регулирования транспортных потоков, строительство платной дороги Москва – Санкт-Петербург – это не коммерческий проект. Это проект строительства чайна-тауна длиной 800 км».
«Независимая газета» (28.07.06) отмечает, что «Начинают сбываться худшие опасения леворадикальных кругов относительно китайской экспансии в России. Минприроды сообщило о прошедших на днях переговорах заместителя главы Рослесхоза Бориса Большакова с заместителем руководителя Гослесхоза КНР Ли Юйчаем по вопросу предоставления в долгосрочное пользование китайцам 1 млн. гектаров лесных угодий… Чтобы понять масштабы проекта, следует указать, что площадь передаваемого участка превышает одну пятую территории Московской области.
«Мы предлагаем китайской стороне Тюменскую область, поскольку там много неосвоенных земель. Пока планируется, что это будет Сибирский федеральный округ, и сейчас каждый регион изучается отдельно: делаются расчеты, составляются бизнес-планы. Обычно проекты такого масштаба стоят приблизительно один миллиард долларов», – пояснил «НГ» суть переговоров представитель пресс-службы Минприроды Роман Шипов.
На вопрос корреспондента «НГ», предусматривает ли проект переселение на арендуемые территории китайской рабочей силы, как это происходит в функционирующих уже несколько десятилетий на Дальнем Востоке лесхозах, арендуемых Северной Кореей, и не будут ли выселены с этих земель местные жители, Роман Шипов ответил: «Я не думаю, что возникнет необходимость в переселении русских и в китайской рабочей силе, у нас достаточно рабочих рук. Нет, вряд ли». Однако его голос при этом был не совсем уверенным.
Курирующий вопросы лесного хозяйства вице-губернатор Тюменской области Александр Моор отказался комментировать ситуацию. В то же время консультант постоянной комиссии по экономполитике и природопользованию Тюменской облдумы Татьяна Давидовская сообщила «НГ», что ей ничего не известно о планах по сдаче китайцам находящихся в области лесных угодий. В китайском посольстве также не смогли конкретизировать детали: работники посольства несколько раз переключали звонок корреспондента «НГ» на пресс-службу, телефон которой не отвечал.
Особо отметим, что проект носит пилотный характер, за ним могут последовать другие. По крайней мере, на это рассчитывают власти некоторых сибирских регионов, в частности, Иркутской области. «Совместное освоение лесов приветствуется властями региона, это рабочие места, инвестиции и т.д. Правда, я не уверен, что в нашей области можно найти сплошную площадку в миллион гектаров, но работы с китайской стороной ведутся. Сегодня мы подыскиваем площадку для китайской компании «Европа-Азия», переговоры с которой идут наиболее интенсивно», – сообщил «НГ» председатель комитета лесного хозяйства администрации Иркутской области Василий Садлий. Так что, если тюменский опыт будет признан удачным, вполне может оказаться, что китайцы получат в долгосрочную аренду лесные, а возможно, и не только лесные, угодья в других российских регионах».
Автор газеты «Век» (27.07.06) Алексей Козлов пишет: «Новость о том, что китайцы собираются взять в аренду 1 млн га, леса в Сибири, повергла в шок многих экономистов… То, что китайцы нуждаются не только в лесе, но и в территории, сегодня ни для кого не секрет. На данный момент население Китая составляет 1 миллиард 306 миллионов человек. Поскольку же военная экспансия со стороны «поднебесной» исключена, то китайцы решили начать экономическую. Впрочем, она уже давно началась. С тех пор, как в 1989 году открылась российско-китайская граница, в Сибирь не прекращается поток товаров, инвестиций и рабочей силы из Китая. Во Владивостоке китайцы умудрились вытеснить с рынков даже кавказцев, которые, как известно, просто так никогда не оставят свою территорию… Только в случае с китайцами может произойти намного хуже. Заняв 1 млн га леса они построят в Сибири свои города и поселки, и тогда нашим гражданам придется переселяться.
Хороший пример патриотизма показал мэр г. Краснокаменск (где сидит Ходорковский), Герман Колов. «Китайцы и мне предлагали построить трехзвездочный отель. Мне оставалось только поставить подпись. Я заранее знаю, что вместе с отелем в моем городе появятся сначала китайские строители, потом китайские клиенты. А через десять лет, будьте уверены, на моем месте будет сидеть китайский мэр!" - рассказывает сибирский мэр».
«Рослесхоз выразил готовность предоставить китайской стороне любую информацию о запасах древесины на территории РФ. Возможно, это означает, что чиновники заранее готовы передать лес китайцам. Последствия прихода жителей «поднебесной» вполне предсказуемы. Только неужели у государственных мужей нет понимания этих последствий? Навряд ли. А это означает, что здесь может иметь место личная заинтересованность».
Об особенностях китайской «трудовой миграции» поведал в интервью газете «Завтра» (02.08.06) экс-глава Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский:
«Исследования, проведенные социологами и демографами (не криминалистами даже!) в регионах России, показывают, что практически все землячества китайцев в России организованы по типу "триад" и действуют по их законам: в Москве, Питере, на Кубани, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке, где базируются основные китайские землячества. В России китайская мафия серьезно исследуется, и процессы констатируются очень плохие. Вывоз цветных металлов, биоресурсов, захват земель, а самое главное – уничтожение леса.
Пять лет назад в Китае были приняты законы, налагающие серьезные ограничения на вырубку хвойных лесов – в итоге весь лес пошел в Китай из России. Достаточно сказать, что за последние три года через таможенные посты на российско-китайской границе только официально прошло леса в 15 раз больше, чем за предыдущие 15 лет.
Национальной трагедией в этих условиях может обернуться реализация совместного "проекта" Рослесхоза и Гослесхоза КНР о предоставлении китайцам в долгосрочное пользование (не менее чем на 25 лет) одного миллиона гектаров лесных угодий в Сибирском федеральном округе...
Когда говорят о "китайском трудовом ресурсе" и когда многие наши сумасшедшие демографы и экономисты говорят о том, что надо открыть дорогу для китайских рабочих рук, специалистов это бросает в дрожь и ярость. Мафия никогда не становится трудовым ресурсом!
Что делает китайское руководство? Оно выдавливает оргпреступность из страны и заставляет её работать в своих национальных интересах. Когда они на территории России осуществляют политику выжженной земли, то это – в интересах Китая. Когда они наводят террор в Европе и Юго-Восточной Азии – это в национальных интересах Китая. А государство при этом вроде как не причем.
Как это обычно происходит? В Россию из Китая выезжает группа, с мешками денег. В ней находятся отставные офицеры Китайской армии или госбезопасности, представители "триад", боевики-охранники. Они коррумпируют лесхозы, инспекторов, налоговые службы, милицию и таможенников. Входят в контакт с местными преступными структурами. Те нанимают "бичей", оказывают им полное содействие, те валят лес, который беспрепятственно гонится в Китай. И мы не можем даже обвинить в этом руководство Китая: это всё наша беспомощность. И вот мы возвращаемся к нашей коррупции.
Вспомним последний скандал со снятием генпрокурора, руководства таможни, членов Совета Федерации. С чего всё началось? С грандиозного скандала, когда была осуществлена "контролируемая поставка" 150 железнодорожных вагонов ширпотреба, который шел из Китая контрабандным путем в Россию. Всего одна поставка, три поезда. Они прошли, их загнали в тупики в Московской области, и была начата реализация товаров. В результате было вскрыто, что в этом участвует руководство таможни страны, региональных таможен, руководители управлений ФСБ, работники МВД России на уровне начальников отделов. Дальше дело стало обрастать как снежный ком, и в результате мы получили крупный коррупционный скандал.
Сейчас мировые специалисты – например, аналитики Национального разведывательного совета США, подготовившие в прошлом году доклад "Контуры мирового будущего (доклад по "Проекту-2020)" – говорят о том, что через пятнадцать лет Китай станет лидером глобального процесса. Мы должны понимать, что если Китай становится лидером, то и китайская мафия также становится всемирным лидером, на своем уровне. Россия к этому не готова совершенно. Как выступал недавно губернатор Хабаровского края, федеральный Центр фактически сам прерывает связи с Сибирью и Дальним Востоком, вздымая, например, тарифы на перевозки, цены на топливо и т. д. – в результате чего единственным экономическим партнером Дальнего Востока становится Китай. И начинается замкнутый круг».
По мнению руководителя Алтайской школы политических исследований Юрия Чернышова, готовность некоторых чиновников лоббировать интересы Китая на сибирских территориях поражает. «То они неожиданно объявляют о проведении газопровода через Алтай. Теперь вот заговорили о долгосрочной аренде китайцами огромных лесных массивов в Сибири, сельхозугодий в Свердловской области и т.д. Все эти проекты очень выгодны Китаю. Но не представляют ли они потенциальную угрозу суверенитету России? Чтобы ответить на последний вопрос, надо прогнозировать развитие геополитической ситуации на ближайшие десятилетия, – считает Чернышов. – Перенаселенный Китай переживает экономический бум. Он остро нуждается в новых землях, сырье и энергоресурсах. Все это в изобилии находится рядом – в Сибири, которую России становится все труднее удержать, потому что к слабо развитой экономике здесь добавляется убыль населения – и из-за низкой рождаемости, и из-за того, что многие жители переезжают в западную часть страны» («Росбалт», 17.08.06).
Эксперт Константин Врублевский отмечает: «Сегодня миграционные процессы идут на фоне изменения не в пользу России относительного экономического, политического и военного положения двух стран и усиления национализма – как в элите, так и в среде широких масс населения Китая. По мере экономического роста в КНР, можно ожидать, что поведение китайских иммигрантов в России через некоторое время будет во многом определяться ощущением мощной моральной и политической поддержки со стороны страны исхода. А также очевидной слабости принимающей страны, к которой у китайцев есть немало исторических претензий» («Росбалт», 17.08.06).
Сделка с Китаем вызвала беспокойство не только в России, но и на Украине. В украинском издании «Газета по-киевски» (28.07.06) опубликована статья Вячеслава Степового «Сибирь продают китайцам» (подзаголовок: «Миллион гектаров сибирского леса собирается приобрести Китай, а Россия и не сопротивляется»). По словам автора «В европейских СМИ постоянно появляются статьи и фильмы на тему скорой смерти России. Исламский мир давит ее с юга, на востоке нависает Китай. Страна ослаблена в демографическом, экономическом и военном плане. Россия пока еще контролирует ресурсы, но это положение дел может скоро измениться.
Китай всё чаще говорит с Россией с позиции сильного. Поражает тон российского информагентства: «Китай выразил готовность взять в Сибири в аренду 1 млн га леса (это треть Киевской области) в рамках «пилотного проекта» по совместному освоению лесных ресурсов». Скромно, но со вкусом. С удивляющей легкостью Россия продает территории небольшого европейского государства. И этому не стоит удивляться, особенно после того, как РФ отдала три острова в Хабаровском крае. Дальше – больше. Рослесхоз незамедлительно отреагировал. Оказалось, что он готов предоставить китайской стороне «любую информацию о запасах древесины в России, способах ее освоения». Речь идет о фактической продаже лесных запасов Сибири и Дальнего Востока «на корню»…
Это, кстати, не единичный случай давления китайской стороны на Россию. Министр общественной безопасности КНР Чжоу Юнкан на встрече с секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым со свойственной непринужденностью и тактом подчеркнул, что Китай сильно обеспокоен случаями милицейского и криминального «беспредела» в отношении китайских граждан в России.
Несмотря на все проекты добровольного переселения за Урал репатриантов из стран СНГ – недавно такую инициативу выдвинул Путин - эффект несоизмеримо мал. К примеру, за два года по программе трудоустройства вынужденных переселенцев во Владивосток приехали 20 семей. Тюменский мэр Сергей Сметанюк надеется с помощью китайских иммигрантов «выйти на рубеж города-миллионника». Сегодня в Тюмени проживает почти 570 тысяч человек. Любовь к китайцам чиновников также легко объяснима. Глава администрации Читы прямо говорит: «Российские рабочие не готовы работать на стройке за копейки с 7 утра до 10 вечера, как китайцы»… Сколько китайцев в России, не знает никто. По данным переписи населения 2004 года, постоянно проживающих на территории России китайцев 35 тысяч. По данным МВД, в Российской Федерации от 400 до 700 тысяч китайцев. Неофициальные подсчеты ошеломляют: в России китайцев от 3 до 12 миллионов!»
Опасения российских и украинских наблюдателей подтверждают и сами китайцы. Незадолго до российско-китайских переговоров об аренде сибирских лесов информагентство «REGNUM» (11.06.06) передало сообщение профессора Алтайского государственного аграрного университета, доктора философских наук Андрея Иванова. По словам профессора, в ходе одного из совместных мероприятий, в котором принимали участие российские и китайские студенты, «российская студентка поделилась опасениями относительно возможной экспансии китайцев в Россию, в частности, на территорию Сибири. В ответ на это китайская студентка сказала, что к этой перспективе нужно относиться спокойней: "Мы растущая нация, и мы действительно рано или поздно придем сюда". "Позже выяснилось, – сказал Иванов, – что в китайских учебниках истории сказано, что Западная Сибирь по Томскую область включительно – временно утраченные китайские территории».
Обозреватель российского интернет-издания «KMnews» (27.07.06) Николай Невский пишет, что «Многочисленные обращения российской общественности о постепенном, но, тем не менее, массовом заселении китайцами русских территорий в Приморье вызывали у правительственных чиновников рефлекторные поддакивания: «Да, плохо, не допустим, исправим» и т.п. Любому нормальному человеку совершенно отчетливо видна угроза подобной оккупации, ибо если сравнивать население двух стран, то на каждого русского приходится десять китайцев. Если же учесть, что за Уралом наше население составляет не более 20 миллионов человек против 1 миллиарда 300 миллионов в Китае, то любые поползновения их миграции в Сибирь и Дальний Восток должны пресекаться в корне, иначе все закончится для нас очень печально в самом ближайшем будущем».
Оценивая сделку между Рослесхозом и китайцами, Невский говорит, что «речь идет о фактической продаже наших лесных запасов Сибири и Дальнего Востока «на корню». Сдаче в долгосрочную аренду подлежат огромные лесные массивы в миллионы гектар, которые китайцы, естественно, будут «осваивать» (то есть вырубать под корень) своими силами. А это означает, что по всей Сибири будут созданы многочисленные и многолюдные китайские городки.
Не так давно президент РФ Владимир Путин говорил о недопустимости экспорта леса в необработанном виде, что совершенно верно – так как чем большую обработку древесины мы произведем в России, тем больше цена продукта и, соответственно, прибыль. Но тут-то речь идет даже не о продаже необработанного кругляка, тут собираются вообще лес на корню продавать! Любому грамотному человеку понятно, что это неслыханная экономическая диверсия, совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла.
Тут даже не приходится задавать исторический вопрос «что это: глупость или измена?» Это отнюдь не глупость».
Андрей Трасковский - 02.09.06
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"