Неделя о расслабленном

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленномХристос воскресе!

Святая Церковь учит нас видеть нужду каждого отдельного человека и видеть страдание всего народа. Оттого, что не было человека у этого расслабленного, Бог стал человеком ради него. Святые отцы видят, за этим человеком судьбу всего народа Израиля, который жил законом, и пять притворов напоминают пятикнижие Моисеево. И тридцативосьмилетнее пребывание в болезни — странствование в пустыне народа Божия. Купель — это образ крещения, через которое возрождается к новой жизни целый народ.

Каждый человек бесконечно драгоценен в очах Божиих, и судьба всего народа должна быть различима нами в особенности тогда, когда речь идет о спасении. «Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше что тебе будет», — говорит Господь этому исцеленному, напоминая нам о том, что там, где грех, там скорби, страдания, болезни. Господь избавил наш народ от одной болезни, безбожного коммунизма, говоря: «не согрешай, да не горше что тебе будет». Чем больше грех будет распространяться в нашем народе, тем горше ему будет. Скорбей, конечно, не избежать, но как избежать той скорби, которая называется смертью второй, смертью вечной, не только отдельных, а миллионов людей?

Сегодняшнее Евангелие говорит прежде всего о том, что духовная жизнь совершается тогда, когда мы видим то, что с нами происходит. Первый вопрос, который Господь задает этому расслабленному человеку — каждому человеку, в грехах находящемуся: «Хочешь ли исцелиться?» Весьма существенный вопрос, потому что если этот человек 38 лет находился в болезни, может быть, у него умерла уже всякая надежда, и осталось только безразличие и тупое отчаяние. В глубине своего сердца он, может, говорит: «Будь что будет». Это не то, что он волю Божию принимает, скорее, он готов принять волю диавола. Он смиряется в глубине своего сердца с тем, что происходит. Это не то смирение, которое готово принять заслуженно за свои грехи то, что Господь ему пошлет, это страшное смирение перед злом.

Я помню, когда у нас только открылся храм в 1991 году, одна наша сердобольная служащая привела к нам нищего, которого встречала каждый день у Скорбященского храма. Он грязный сидел на земле, ноги у него уже почти атрофировались и были под угрозой ампутации. Его помыли, накормили, дали помещение, потом устроили в больницу. А через несколько дней служащая видит его снова сидящим на том же месте у врат соседнего храма. Оказывается, этот человек просто сбежал из больницы, и когда его стали спрашивать, в чем дело, он ответил, что ему так лучше. Здесь ему хорошо — не надо лечиться, ему ничего не надо, ему нравится такая жизнь.

И это происходит не только с бомжами, которых так много сегодня, а это происходит с народом, которому хорошо, что его спаивают, хорошо, что его растлевают. Хорошо, что заводы останавливаются — работать не надо. Сменится что-нибудь — работать заставят. А так можно и водочку попить, пойти удочку закинуть, жить жизнью расслабленной, безответственной, как живется, ничего не менять, ничего не делать.

«Хочешь ли исцелиться», — спрашивает Господь, в этом всегда существенный вопрос. И там, где нет желания перемен, эти перемены невозможны. Самое страшное состояние, в котором сегодня пребывают многие грешники и целый народ.

Господь, услышав немедленный ответ этого человека, что он хочет исцелиться, только нет человека, который бы мог ему помочь, говорит: «Встань и ходи». Духовная жизнь заключается в том, чтобы мы познали свою греховность и свое бессилие самим преодолеть этот грех. Но этого недостаточно. Мы все время говорим, что спасти нас сейчас может только чудо. Но чудо только тогда произойдет, когда наша воля соединится со всемогущей силой Божией, тогда мы встанем, возьмем свой одр болезни, на котором мы находимся, и начнем ходить. Это тайна спасения. Необходимо желание и необходимо усилие, чтобы Господь все изменил. Причем Господь говорит этому человеку, который тридцать восемь лет пытался встать, чтобы он сделал невозможное: «Встань и ходи». Только тогда, когда мы сознаем то, что с нами происходит, когда мы готовы приложить усилия преодолеть это, когда мы понимаем, что если вместе со Христом, с Богом, мы совершим это усилие, тогда произойдет чудо.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о пути к победе, которая предлагается каждому человеку и всему народу. Увидеть, где мы находимся, понять, что значит не 38-летнее, не 40-летнее, а более продолжительное странствование в пустыне безбожия. Почему никак не может совершиться обновление, второе крещение нашего отступившего от Христа народа? Увидеть свое бессилие что-либо изменить, исполниться желания, чтобы это перемена наступила, и решимости сделать то, что Христос говорит. И тогда, как бы ни казалась невозможной эта перемена, мы дадим Господу возможность беспрепятственно действовать, и невозможное человеку станет возможным Богу. Только тогда мы победим тех, кто до сих пор побеждали нас. Воистину воскресе Христос! Аминь.

Божественная Литургия

протоиерей Александр Шаргунов

18 мая 1997 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: