О званых на пир
Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
За две недели до Рождества Христова Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, святых праотцев, через которых исполнились обетования Господни и открылась слава Израиля. Почему же читается в этот день в Церкви Евангелие о званых на пир?
В притче Хозяин этого пира — Бог, приглашенные на пир — иудеи. В течение всей истории Ветхого Завета они жили ожиданием дня, когда придет к ним Бог, Мессия. И когда Он пришел, они трагически отвергли Его приглашение. Как это могло случиться, что это за потрясающее явление? Вся история, долгие века — путь к Мессии, а завершение пути — Его отвержение. Почему Иерусалим не узнал времени посещения своего?
Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями по вполне уважительным причинам. Один человек говорит, что он купил поле и ему надо хорошенько его осмотреть. Другой — что купил пять пар волов и ему надо испытать их. Третий еще убедительнее — что женился.
Эта притча — о тайне числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворен совершенным — «все добро зело» — в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека, и вместе с ним все творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий.
Число 6 — совершенство само по себе. Совершенство природы — поле, совершенство творчества и труда — волы, совершенство любви, то есть высшего добра — соединение двух жизней в одну в браке. Все получено от Бога, но еще не освящено седьмым днем, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство, и есть число 666. В нем заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех. Очень тонко и почти незаметно происходит эта подмена тайны Рождества Христова, «благочестия великой тайны: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) — «тайной беззакония», которая есть антихрист.
У одного человека собственным полем его заполняются все дни с утра до вечера, так что некогда пойти в Церковь помолиться. Другой так захвачен вдохновением земного труда, что для Бога в сердце не остается места. Третий веселится на пиру земной любви, и никакого другого пира он знать не желает.
Так хотела бы Церковь подарить хозяину поля цветок, сорванный с небесных полей, который столь веселит сердце человека, как свидетельствует святой Димитрий Ростовский, что если бы человек смотрел на него, то не хотел бы ни есть, ни пить, и не ощущал бы никакого страдания! Этот цветок не увядает и цветет вечно. И владельца волов просит в этот день остановиться, взглянуть на небо, размышляя о Вифлеемской звезде, и выпрячь волов: и волы желают придти к яслям Богомладенца. И вступившему в брак говорит: нет ничего прекраснее дома и семьи. Чтобы полюбить по-настоящему хотя бы одного человека, надо иметь сердце, способное любить, но только у Бога можно научиться подлинной человеческой любви.
Самое великое счастье может коснуться человеческой жизни, если отправиться в путь туда, где Святое Семейство. Но когда отвергается этот зов, сладость греха, услаждение диавола о гибели чьей-то души уже присутствуют и в невинных как будто дарах, потому что они отделены от Бога.
Так двоится в сознании слово «мир»: сотворенное Богом чудо становится местом, где «похоть плоти, похоть очей». Обладание без любви, как говорят святые отцы, и есть похоть. Так совершается измена Господу: богатство и сластолюбие становятся дороже славы Господней даже для тех, кто знал эту славу, как Соломон. И подобно гадаринцам, умолявшим Господа отойти от пределов их, мир непрестанно молится страшной молитвой. Это молитва о лишении его Царства Божия. Каждый по-своему, но все, как бы сговорившись, твердят: «Молю Тя, имей мя отречена!» От чего отречена? От Царства Божия.
Кто-нибудь скажет, что по-русски это место звучит несколько иначе. Дело не в особенностях славянского языка. Молитва — это когда человек глубиной сердца своего лелеет самое дорогое для себя, бесконечно драгоценное. Потому-то апостол Павел называет сегодня сребролюбие — корень всех зол — идолопоклонством (Кол. 3, 5). Отдача этому греху происходит на уровне молитвы, только обращена эта молитва не к любящему человека Богу, а к диаволу, человекоубийце.
Неидущие на пир Господень, как говорит блаженный владыка Иоанн (Максимович), неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника. Оттого что дом Отца Небесного превращается в дом торговли, и богоизбранный народ поклоняется золотому тельцу, «осанна» Иерусалима, встречающего своего Мессию — и мы слышим это «осанна» в сегодняшнем празднике, — сменяется осатаневшим «распни, распни Его».
Мы должны быть особенно внимательны к этой тайне раскрытия зла, потому что все до ужаса повторяется с Россией — со святой Русью, ставшей грешной. И мы становимся народом, продающим свое первородство за пир чечевичной похлебки. После того как на этом пиру уничтожены были десятки миллионов людей, мало кто обращает внимание на ежегодное убийство в нашей стране миллионов нерожденных младенцев на пиру земной любви. Новый тип человека «хомо советикус» превращается в нечто более зловещее — «хомо экономикус».
Это Евангелие читается сегодня, потому что мы ради отвержения Израиля оказались зваными. Нас искал Господь по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть сегодняшнего праздника в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасется. Весь Израиль — это остаток Израиля, святые праотцы, которых мы прославляем сегодня, и все языческие народы, которых вестники Господа убедили придти к Нему.
Но судьба всего Израиля — в судьбе России. В 1871 году великий старец Оптинский преподобный Амвросий дал свое истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом, Троя — то есть Малая Азия — с семью малоазийскими Церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного, Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны: Рим, Троя, Египет и Россия символизируют эту Церковь.
После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия. После России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России, ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в Апокалипсисе Иоанна Богослова».
Предреченное преподобным Амвросием Оптинским о России вскоре исполнилось, и продолжает исполняться на наших глазах. Все предельно просто и реально, и близко — слишком многое зависит от нас. За две недели до светлого праздника открывается нам предваряющий экзамен. Как готовимся мы к Рождеству, первому пришествию Христову, так готовимся и ко Второму Его Пришествию.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий