Обращение десяти ученых к президенту Путину с просьбой «воспрепятствовать возрастанию клерикализации общества» - продолжении истерии СМИ по поводу преподавания «Основ православной культуры» в школе.
Все помнят, как так называемые демократы взбесились от предложения ввести в школах факультатив (необязательный предмет) «Основы православной культуры». Не было, наверное, ни одной газеты, где не появилась бы возмущенная статья по этому поводу. Газета «Версия»: «На свободе совести ставят крест». «Россию хотят отбросить на столетие назад» - это уже приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии», автор - Пчелинцев, директор института религии и права. (Да, хорошо бы в этом смысле вернуть Россию на сто лет назад!) На телевидении были инсценированы бурные дискуссии и т.д.
Как-то все эти деятели лукаво умалчивают, что в начале 90-х годов, когда была объявлена свобода, в школы приходили священники и вели для желающих Закон Божий, беседовали и отвечали на вопросы. И желающих было много. Но потом это тихо запретили, и никто не обсуждал, почему. Так решило Министерство образования: религия в школах не нужна. Причем священники ходили в школы безвозмездно - это к тому, что демократы сейчас кричат, будто будет религия за государственный счет.
Нельзя не отметить, что этому предшествовала негласная отмена всеобщего обязательного обучения детей. Им важно создать атмосферу всеобщего бескультурья и одичания. Здесь «защитники прав ребенка» почему-то молчат. Молчат они о миллионах беспризорных детей, живущих по помойкам, о детской порнографии, которая существует безнаказанно, о детской наркомании и проституции и т.д. Детские сердца стремятся к чистоте и открыты слову истины. Потому-то слуги сатаны боятся допустить хоть одно слово правды. Вместо этого - фотографии полуобнаженных актрис на обложках школьных дневников и тетрадей.
Типичный подлог сегодняшних СМИ - заявляют, будто всех детей хотят насильно постричь в монахи, «лишить их свободного выбора». В то время как они сами лишают детей свободного выбора между добром и злом, навязывая им только зло. И не допуская никакой защиты против зла.
Напомним, предмет «Основы православной культуры» факультативный, то есть только для желающих. Иудейские и мусульманские школы существуют, кстати, за государственный счет. А православные гимназии, хотя они и есть, но - оплачиваются из кармана родителей. Еврейская академия имени Маймонида, известного христоненавистника, оплачивается из госбюджета.
Самый главный вывод, какой можно сделать из всего этого - что сегодняшней криминальной власти невыгодны заповеди Божии, так же как они были невыгодны революционерам-большевикам. Им спокойней, если дети не будут знать десять заповедей Божиих, которые каждый день учит нарушать телевидение и которые нарушаются в повседневной жизни. Как могут убийцы переносить заповедь Божию «не убий», воры, обворовавшие страну - «не укради»; блудники и растлители - «не блуди»? Они боятся, что закон Божий помешает им воспитывать людей в нужном им духе и беспрепятственно осуществлять свою власть. «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» - лукаво вопрошают академики в письме к президенту. Очевидно, им неведомо, что гибель народа всегда бывает через грех и выявляется грехом. Неспособностью сопротивляться нравственному и духовному распаду.
Мы помним, как десять лет назад был показан на всю Россию кощунственный фильм М. Скорсезе «Последнее искушение Христа», несмотря на протесты Патриарха и общественности. Масштабы совершенного богохульства были беспрецедентны: в него оказались вовлечены десятки миллионов людей. А затем кощунственная выставка «Осторожно, религия!», шоу заморской ведьмы на стадионе в Лужниках, глумящейся над крестом в присутствии тысяч зрителей и мэра столицы. Все это происходит в православной стране с тысячелетней христианской традицией. Не означает ли это наступление новой духовной ситуации в Российском обществе - открытого гонения на Церковь?
Реакция СМИ на попытку всего лишь факультативного обучения детей в школах «Основам православной культуры» и это письмо десяти ученых - еще одна атака на христианство. Мы все вдруг увидели, как они ненавидят и боятся Христа, что гонение на Церковь, несмотря на открытие новых храмов, не прекращалось. И что вот-вот оно обернется не меньшими ужасами, чем при прежней безбожной власти. Если Церкви не удастся сегодня отстоять свои законные права. С чего начинались великие гонения на Церковь в минувшем столетии? С тех же самых истерических криков о «свободе совести» и «правах человека». Которые с неизбежностью заканчивались свободой от совести и полным попранием всяких человеческих прав.
Но что бы ни происходило, мы не должны приходить в растерянность. Христос говорит, что наступит время, когда мы будем ненавидимы всеми за имя Его. Это действительно хуже самой смерти. Христиане будут ненавидимы всеми людьми. Что это значит, как такое может быть? Это может быть только тогда, когда грех будет нормой для всех. Свет Евангелия непереносим сегодня для врагов Церкви, потому что он раскрывает их злые дела. Миру, лежащему во зле, с самого начала было ненавистно то преображение человека, которое предлагал Христос. И потому с такой ненавистью они обрушились на Христа. И теперь, будучи бессильными сделать что-либо Воскресшему Христу, всю свою ненависть они переносят на тех, кто Христовы. И хотят, чтобы свет истины был так же непереносим для всех людей.
Господь воодушевляет нас переносить все испытания и терпеливо продолжать свой труд. Среди страданий Церкви всегда является слава Божия и слава тех, кто хранит верность Ему. Перенесение христианами таких страданий, а также то, что они ненавидимы нечестивейшими из людей, будет свидетельством для многих, и многих приведет ко Христу.
Пусть не смущает и не удивляет никого, что исполнение этого, вне всякого сомнения, политического заказа исходит от людей науки. Мне приходится регулярно отвечать на письма в журнал «Русский дом». И так получилось, что буквально за несколько дней до «обращения академиков» пришло письмо из Калужской области от читателя журнала В. Щепетова, которое я процитирую здесь.
«Уважаемый отец Александр! Хотелось бы обратить Ваше внимание на выступления в последнее время в СМИ одного ученого-физика, некоего Виталия Гинзбурга, против религии. Он взывает к защите прав атеистов, которые, по его словам, у нас сегодня оказываются «гонимыми». В доказательство своего «реалистического подхода» он апеллирует к своей учености. Конечно, на этот вздор можно было бы ответить высказываниями многих великих ученых, которые Вы приводите в одной из своих книг: «Только малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему» (Ньютон); «Я много знаю и верю как простой бретонский крестьянин. Если бы я знал вдвое больше, я верил бы как простая бретонская крестьянка» (Пастер); «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Паскаль). Но В. Гинзбург и подобные ему претендуют на рассуждение о смысле человеческой жизни. И весьма наступательно, если не сказать - агрессивно. Того и жди, что за этим последует то же, что было в эпоху Емельяна Ярославского или Хрущева. Очевидно, для этого надо только, чтобы «воинствующий атеизм» достиг соответствующего уровня».
Что ответить В. Щепетову и многим христианам, и всем здравомыслящим людям, возмущенным этой явно организованной, исполненной вопиющего невежества акцией? Разумеется, атеизм появился не сегодня. Мне рассказывали, как один инженер, с изумлением узнав, что его близкий знакомый стал священником, сказал ему: «Я всегда уважал тебя, я знаю, что ты очень умный и одаренный человек. Но никогда не пойму, как ты мог посвятить свою жизнь такому бессмысленному делу». Священник просто ответил: «Может быть, когда-нибудь ты поймешь».
Да, вера не очевидна для всех. Для иных «реалистически настроенных» людей вера имеет не больше смысла, чем смехотворные выступления каких-нибудь гадателей по телевидению. Она - не ходкий товар, который представители Церкви могут разложить перед всеми. Религиозное невежество не имеет границ. Увы, «Основам православной культуры» не обучены даже многие из наших ученых мужей. И некоторые из обретших лицензии в человеческих науках действительно находятся сегодня в духовных вопросах на уровне антирелигиозной пропаганды эпохи Емельяна Ярославского или Хрущева. Какие знакомые ассоциации вызывает невольно письмо десяти ученых к президенту Путину! Вспоминается знаменитое обращение деятелей культуры в октябре 1993 года, призывающее Ельцина к расправе над своими согражданами. Или нашумевшие письма академиков, которые «именем науки» (или «именем культуры») клеймили Вавилова и Солженицина, Прокофьева и Шостаковича, и превозносили Лысенко. Чтобы простые люди, которые не разбираются в тонкостях, могли действительно говорить как в избитой до неприличия демократами цитате: «Пастернака не читал, но осуждаю» или как безапелляционно утверждали в советские годы: «Наука доказала, что Бога нет». Весь расчет именно на это: слишком многие еще у нас привыкли доверять любому печатному слову. А средства массовой информации не очень склонны восхвалять Церковь, и в телепередачах и фильмах священники часто изображаются карикатурно. Цель организаторов этой провокации: настроить едва отставший от коммунистического безбожия народ против Церкви, «объяснить» ему, кто во всех его бедах виноват и кто обманывает его. Если не дать этим безумцам надлежащий отпор, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Где гарантия, что многие из тех, кто сегодня делает первые неуверенные шаги к Церкви, завтра не начнут кричать в толпе: «Распни, распни Его!» «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога», - говорит псалом. И далее: «Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13). Мало им было революции 1917-го года и десятилетий их «гнусных дел», они снова хотят ввергнуть в бездну безумия весь наш народ!
Однако у нас, христиан, есть основания хранить надежду и гордиться своей верой. Поистине мы - носители чудесного. Самого чудесного, самого главного знания, которое только может быть у человека. Нам дано знать сокровенный замысел Божий о человечестве. Мы знаем Его всепревосходящий совет любви о мире. Он делает нас участниками этого Божественного замысла - превратить землю не в строительную площадку нового Вавилона, которая на наших глазах превращается во всемирное кладбище сменяющих друг друга поколений, а в дом, где рождаются сыны Божии для вечности. Сколько людей мучительно задается сегодня вопросами о своем предназначении на планете Земля и о смысле жизни, в то время как им давно даны сияющие ответы на все эти вопросы в Евангелии. Какая наука, какая идеология и какая философия могут дать удовлетворительные ответы о человеческой судьбе? Со всеми своими знаниями ученые мужи стоят в растерянности перед духовной реальностью, не имея основательных объяснений. Разве не знают они, что с древности всякое знание разделялось на два вида: scientia и sapientia -познание материального мира и познание homo sapiens, человека. Изучение внутреннего мира человека совершенно отлично от изучения материального мира. Потому и говорят о «суеверии науки» как об одном из опаснейших суеверий, порой более опасном, чем самое дикое невежество. На самом деле наука может иметь только прикладное, практическое применение. Она и призвана осуществлять его. Что касается «разгадки тайны жизни», логика науки по отношению к познанию бесконечного непреложна: чем больше мы узнаем, тем больше появляется новых неизвестных величин. Тем меньше у нас возможностей таким способом получить ответ на главный вопрос человеческого существования. (Хотя «невидимое Бога, вечная сила Его и Божество, - по слову Апостола, - от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20)). Методы познания духовной реальности совершенно иные - через жизнь по правде и совести. Потому и говорит Паскаль: «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых».
Но мы, христиане, знаем, что есть благодать Христовой победы над смертью, и знаем, что Христос Бог не только сопутствует нам, но идет впереди нас. И Он откроет нам в вечности полноту жизни и истины, когда все сокровенное откроется (Мф. 10, 26). Поистине «мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Что касается наступательности «воинствующего атеизма», будем помнить, что Христос непрестанно учит Своих учеников не бояться враждебности окружающего мира и исполняться доверия к Промыслу Божию. У нас и волосы все на голове сочтены, и ни один из них не упадет без воли Божией.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"