Пасха
Христос воскресе!
Дни печали миновали, и святая радость заполняет все. Но радость Пасхи — не радость забвения, а вечная память о том, как эта радость пришла, и предельно ясное видение того, что сегодня совершается в мире. Радость Пасхи — радость Страшного Суда. В самом деле, в самых первых словах своего ликования Церковь исполнена мощных угроз по отношению к врагам Божиим: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Чтобы не было ни у кого иллюзии относительно того, что есть любовь Божия, и посрамились попытки подменить ее слащавым обманом. Эти угрозы повторяются снова и снова в промежутках между созерцанием дивного пира верных, когда священник с цветущим трисвечником, кадящий вокруг престола в начале богослужения ходит победно как среди рая веселыми ногами, одновременно попирая древнего змия, злобно извивающегося, но не могущего ничего сделать, потому что отнято у него смертельное жало. Что там на земле враги наши нагородили, какие диавольские, несокрушимые как смерть цитадели греха? «Яко исчезает дым, да исчезнут!» «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», и всему грешному человеческому роду свободу от смерти даровав.
Однако Церковь поет: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся!» Христос умер и воскрес, чтобы принести жертву за всех грешников мира. И предложить этой жертвой каждому грешнику Свое Тело ломимое и Свою Кровь изливаемую — как Он предварил все на Тайной Вечери, чтобы каждый мог вкушать Его прощение, воскресение и жизнь вечную. Всех одаряет радостью Пасхи Христос. И прежде всего, и в особенности грешников — тех, кто были поруганы, унижены, сокрушены грехом, тех, кто были мучимы от неисцелимой болезни души и тела, тех, кто были в страшной власти бесовских сил.
Отчего же Церковь в этот день торжества любви, как власть имеющая, выносит неумолимый свой приговор: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия»? Кто эти грешники? Это те, кто ни за что не хотят расстаться с грехом. И прежде всего те, кто сознательно утверждают грех как норму для всех. Всех хотят опутать паутиной греха, чтобы все были как они перед лицом Божиим, открывающегося Воскресением Христовым. И участь их, как говорит Апокалипсис, вместе с диаволом.
Но и ко всем верным это предупреждающее слово любви Господней. После того что мы пережили в пасхальную ночь и в эти светлые дни, после того как мы прикоснулись к Богу Живому, можно быть только святым, нельзя не быть не святым. Для чего же Христос воскрес в мире греха? В сегодняшнем мире господствующего всюду греха (каждый грех — вражда против Бога) мы не должны давать места никакому греху. Торжество над нами малейшего из них — и мы можем навеки погибнуть. Это то, о чем свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Кто согрешает, тот от диавола». «Врази Его», Божии враги — диавол и те, кто согрешает. В то время как мы призываемся быть друзьями Его. Как Он Сам говорит, вступая в Пасху: «Я уже не называю вас никаким именем, но вы — друзья Мои» (ср. Ин. 15, 14—15).
Мы возвещаем об этом не для того, чтобы кто-нибудь отчаялся в своих грехах, но чтобы все узнали — всему миру Воскресением Христовым дарована все покрывающая светом любви благодать покаяния. Кто не принимает Пасху в полноте, во всем ее свете, тот остается во тьме с диаволом.
Какая должна быть жизнь у нас, какое должно быть покаяние! Какая война с врагами Божиими, какая победа над ними! Все это осуществимо, но только Пасхой Господней, когда она становится нашей Пасхой. Радость — всегда лучший знак, что «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое», что мы исполнены решимости, о которой говорит преподобный Серафим Саровский, восстать из мертвых и жить со Христом. Не мечта, не смутное желание, но готовность к каждодневным усилиям, к конкретным поступкам, к любой опасности, к любому труду, к верности до смерти. Тот, кто встретил однажды воскресшего Христа, должен всегда жить в радости Его присутствия, от которого ничто не может его уже отлучить.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий