Человек по сердцу Божию

Слово в Неделю по Рождестве Христовом

В неделю по Рождестве Христовом Церковь совершает память святых праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Остановимся на образе одного из них, чтобы увидеть, что их избрание Богом и именование Богоотцами совершается не только потому, что они самые близкие по плоти в роде человеческом к родившемуся Богомладенцу.

Некоторые не понимают несравненное величие этого единственного человека, который был мнимым супругом Пречистой Девы, и умаляют его до того, кто обеспечивал только материальную сторону жизни своей семьи. Как если бы его роль в Святом Семействе была чисто внешней — в исполнении того, что не имеет существенного значения, не затрагивает его личность, не требует высоких добродетелей.

К счастью для нас, Евангелие от Матфея сохранило поразительно живые слова о его бесконечном, огненном испытании, в глубину которого мы пытаемся проникнуть, размышляя о неповторимой чуткости этого человека, оказавшегося перед самой скорбной для него тайной. Человека, который не открывал уст, пытаясь найти ее разгадку.

Когда Пречистая Дева начала носить в Своем чреве начатки новой жизни — с точки зрения законнической, в этом положении было что-то катастрофическое. Но святой праведный Иосиф — простой человек, он ищет Бога в простоте, и Бог заботится о том, чтобы направить его стопы «на путь мирен». Он посылает Своих ангелов наставить его. Все небо бдит над его жизнью.

Святой праведный Иосиф — человек, не связанный земным. Он идет и приходит туда, куда Бог ведет его. Всюду, куда Бог зовет его, он находит свой дом и свою родину, его сердце не удерживает ничто на земле. Подобало, чтобы он был удостоен к принятию в своем доме Воплощенного Бога.

Святой праведный Иосиф знает, что значит радоваться о Боге, и обладать Им в мире своего сердца, страшась, чтобы слава мира сего не отвлекла от Него. Потому он сподобляется быть окруженным благодатью Христовой в своей сокровенной жизни.

«Нашел Я человека по сердцу Своему», — говорит Господь. Пришло время, когда Бог нашел человека по сердцу Своему, чтобы вложить в Его руки то, что было для Него самым дорогим. Мы говорим о Единородном Сыне Божием, о всепревосходящей чистоте Его святой Матери, о спасении человеческого рода, о тайне самого сокровенного Божия Совета, о сокровище неба и земли.

Бог не избирает Иерусалим и другие знаменитые города, Он останавливается в Назарете. И в этом безвестном селении находит безвестного человека, бедного мастерового Иосифа, чтобы вверить ему дело, которого могли удостоиться только высшие ангелы. Ибо человека по сердцу Божию должно было искать не где-нибудь, а в сердце. И только сокровенные добродетели делают человека достойным Божественной похвалы. Всякая тайна подлинной добродетели заключена в сокровенности. Величие человека заключается в том, чтобы принадлежать Богу, не заботясь о внешнем видимом блеске.

Эти добродетели — простота, свобода от всего земного, любовь к сокровенной жизни — заключены в тайне совести. Они определяют личность праведного Иосифа. Ибо этот человек по сердцу Божию должен быть тем, кто, во-первых, ищет Бога, во-вторых, находит Его и, в-третьих, вся его радость — в Нем. Кто ищет Бога, ищет Его в простоте, и потому не может уклониться от правды, идя среди кривых путей мира сего. Кто хочет найти Бога, должен стать свободным от всего, чтобы найти Того, Кто хочет быть его единственным благом.

А теперь — о молчании Божией Матери. Божия Матерь тоже молчит. Почему Она ничего не говорит святому праведному Иосифу? Божия Матерь молчит, потому что Она разделяет тайну с Богом. Она понимает, что эта тайна будет принадлежать всей Церкви, и что Она не вправе распоряжаться ею. Но пока в этой тайне нет ничего, что Она могла бы сообщить праведному Иосифу и кому бы то ни было на свете. В синагоге Ей не поверят, что Она получила дар быть Материю Мессии. А священников Нового Завета еще не существует. Потому Она может только молчать. Ее тайна неизреченна. Она молчит, Ее молчание растет с ростом Богомладенца, и будет расти всю жизнь — до Его Креста и Воскресения. Божия Матерь не только Девственница телом, но также и еще более — духом. Но говорить об этой тайне Она не может.

Ее молчанию соответствует молчание праведного Иосифа, который не задает никаких вопросов и со страхом и трепетом предстоит перед тайной. В момент, когда Иосиф решается действовать, потому что раскрытие факта становится неизбежным, Ангел является ему и объясняет все. Он прерывает молчание со стороны Бога, не со стороны человека. У человека, который сподобляется услышать это, начинается новое молчание — знание и понимание тайны спасения всего рода человеческого.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.