Поклонение честным веригам святого апостола Петра
В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1—11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления.
В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим. Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, — поклонение Кресту Христову. Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой.
В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра. Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников — великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам. Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь.
Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь — среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе. Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома — один из них — назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», — говорит Петр. И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.
Что бы ни происходило, жизнь продолжается. Святые отцы говорят, что если бы мы знали, что завтра наступит конец света, мы должны были бы продолжать исполнять свои каждодневные обязанности — в безграничном доверии Промыслу Божию.
И вот, их разочарование. В ту ночь они не поймали ничего. Таков был Промысл Божий, чтобы чудесный улов утром они могли воспринять глубже. В самых скорбных испытаниях Бог часто уготовляет нам самые благодатные утешения.
Как же Господь открывает Себя ученикам? В Евангелии сказано: «Он явился им». Он явился им утром, стоя на берегу. Время посещения Господа Своих верных рабов — когда они переживают предельные трудности. Когда им кажется, что они потеряли все на свете, Он дает им узнать, что они не потеряли Его. Христос явился им — не идущим по воде, но стоящим на берегу, потому что теперь они должны были идти к Нему. Великое утешение для нас знать, когда мы совершаем переход через жизнь среди бури, что наш Господь — на берегу, и тогда мы уверенней гребем, спеша к Нему.
Господь открывает Себя постепенно. Ученики не сразу поняли, что это Он. Христос часто ближе к нам, чем мы думаем. Как обнаруживает Он Себя? Он обнаруживает Себя прежде всего состраданием и жалостью. Он позвал их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Он говорит с ними с заботой и нежностью Отца: «Дети». Они не были детьми по возрасту, но они были Его дети, те, которых Бог дал Ему.
Его вопрос исполнен бесконечной доброты: «Есть ли у вас какая пища?» «Тело для Господа, — говорит апостол Павел, — и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). Господь проявляет заботу о временных наших нуждах, и обещает нам не только необходимую благодать, но и потребную для тела пищу. Христос глядит сегодня на бедные жилища обнищавшего нашего народа и спрашивает: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Христос помнит о них и заботится о них. Но Он дает прежде всего нам, христианам, пример сострадательной заботы о наших ближних. Есть немало вокруг нас людей, неспособных к труду или отчаявшихся заработать себе на хлеб, которых не только новые богачи, но и все, имеющие достаток, должны бы спрашивать: «Есть ли у вас какая пища?» Много нищих сегодня на наших улицах, но те, кто больше всего нуждается, обыкновенно молчат. Ученики отвечают коротко. Они говорят: «Нет». Христос спрашивает их, не потому что не знает их нужды, но потому что хочет узнать об этом от них самих. Те, кто хочет получить помощь от Христа, должны исповедать пред Ним свою нищету.
Далее Господь обнаруживает Себя Своей властной силой. Он повелел им забросить сеть по правую сторону лодки. И те, кто возвращался с пустыми руками, получили богатейший улов. «Закиньте сеть, — говорит Господь, — по правую сторону лодки, и поймаете». Божественный Промысл все обнимает до самого малого, и счастлив тот, кто способен внимать Его внушениям в устроении своей жизни. Послушание Господу приносит добрый плод. Они еще не понимали, что это Господь, но они были в такой потерянности, что желали получить хотя бы от кого-нибудь совет. Преподобный авва Дорофей говорит, что когда человек на самом деле ищет волю Божию, Господь может открыть ее через случайного прохожего. Будучи столь внимательными к незнакомцу, они явили послушание Своему Господу. И совершилось чудо. Этот улов вознаградил все их прежние труды. Ничто не потеряно, все обретает смысл там, где следование Христовым заповедям. Христос являет Себя, Своей Церкви, совершая то, что никто другой не может совершить. В этом чуде — милость Господня. Когда их труды оказались напрасными, Христос поспешил к ним с утешением. И они вспомнили о прежних милостях, о том, как щедро Он когда-то вознаградил Петра за его лодку. То, что было в начале пути Петра, соединилось с тем, что воскресший Христос совершил теперь. Новые благодеяния Господни напоминают нам о прежних, и мы исполняемся решимости быть всегда с Ним.
В этом чудесном улове — тайна, имеющая значение для служения, на которое их пошлет сейчас Господь. Когда вскоре после этого три тысячи человек сразу обратятся ко Христу, тогда сеть будет закинута по правую сторону лодки. Господь воодушевляет Своих служителей никогда не отчаиваться при неудачах и продолжать с упованием на близкую помощь Бога свой труд. Один счастливый улов может вознаградить многие годы как будто безуспешного благовестнического труда. Промысл Божий может внезапно поставить миллионы людей перед лицом бедствий и смерти или ничего особенного не произойдет, но благодатью Божией они сделаются способными услышать то, чего раньше не слышали.
И мы видим, как ученики принимают это откровение. Иоанн был самым благодатным и самым чутким учеником. Тот, кого любил Христос, первым сказал: «Это Господь». Тайны Господни открываются избранным Его. Когда Иоанн понял, что это Господь, он поспешил сказать об этом бывшим с ним. Тот, кто знает Христа, должен исполниться дерзновения других привести к Нему. Мы не должны таить дары Божии только для себя, у Господа достаточно милостей для всех. Иоанн обращается прежде всего к Петру, зная, что для него это будет радостью больше, чем для кого бы то ни было.
Петр был самым ревностным и горячим учеником. И как только он услышал, что это Господь, лодка не могла удержать его. Он бросился в море, чтобы первым придти ко Христу. Так велика была его любовь, что как в бездну он бросился в водную стихию, чтобы скорее быть там, где Господь. Он нуждался больше, чем в жизни, в прощении Господнем, и теперь для его любви не существовало преград. Те, кто узнал когда-то Христа и потом потерял Его, готовы преодолеть все на свете моря, чтобы снова достигнуть Его.
Остальные ученики приплыли в лодке к берегу, влача сеть благословленных Господом трудов. Как различно Господь распределяет Свои дары! Одни, как Петр и Иоанн, чрезвычайно облагодатствованы, другие — обыкновенные ученики, смиренно исполняющие свой долг в верности Господу. Но те и другие, самые выдающиеся и самые скромные, воссядут вместе с Христом во славе. И, может быть, последние будут первыми. Одни, такие как Иоанн, имеют исключительный дар созерцания, познания и слова, и служат этим даром Церкви. Другие, как Петр, необыкновенно деятельны и мужественны, и таким образом совершают свое особое служение. Одни нужны как глаза Церкви, другие — как руки, и все — для блага всего тела.
Различны служения Христу, но всех принимает Господь. Разве может кто-нибудь упрекнуть Петра за то, что он бросился в море? Напротив, мы приносим хвалу ему за такую его любовь и ревность о Господе. И точно так же мы относимся к тем, кто оставляет мир, чтобы сидеть у ног Христа вместе с Марией. А другие служат Христу, живя в миру. Они продолжают плыть в той самой лодке, они тащат сеть и выносят рыбу на берег. Но и эти — на своем месте, и их не придет никому в голову осуждать как мирских, потому что они служат Христу.
И вот удивительное дело. Когда ученики прибыли на берег, промокшие и продрогшие, уставшие и голодные, они увидели костер, у которого могли согреться и обсушиться, а также рыбу и хлеб. Нет нужды любопытствовать, откуда взялись костер, рыба и хлеб. Не было никакой пышности, никаких деликатесов. И мы должны, по примеру Христа, всегда довольствоваться обычным. Нас не может не тронуть забота Христа о Своих учениках. Он приготовил трапезу для этих рыбаков, когда они вернулись уставшие после своего труда. Пусть знают всегда служители Христовы, что они могут рассчитывать во всем на Того, Кто призвал их. Будем довольствоваться тем, что имеем здесь. И помнить, что лучшее Господь уготовал нам впереди.
То, что получено Божиим благословением и нашим честным трудом, имеет особую сладость. Он дает им вкусить дары чудесного улова. Он Сам вкушает с ними, и они — с Ним. Служители Божии, ловцы человеков, будут радоваться о каждой душе вместе с Господом. В Евангелии сказано: «Они не могли вытащить сети из-за множества рыб». Святые отцы обращают внимание на число рыб — сто пятьдесят три, и все рыбы были большие. И снова мы видим явление Христовой любви и благодати. «И толику сущу не проторжеся мрежа». Так что они не упустили ни одной рыбы и не повредили сеть. Сеть Евангелия может улавливать великое множество — по три тысячи, по три миллиона в день, всех без исключения людей. И поныне она столь же крепка, чтобы приводить человеческие души к Богу.
Господь приглашает всех на трапезу. Видя, что никто из учеников не смел спросить: «Ты Кто?», потому что они знали, что это Господь, Он говорит им: «Придите, обедайте». Воскресший Христос обращается со Своими учениками как с друзьями. «Придите, обедайте со Мной». Он зовет их здесь к общению с Собой в благодати. Придите все, любящие Господа, на трапезу с Ним. И Господь говорит о славе будущей жизни. Он может напитать всех Своих друзей и последователей. Для всех есть место, и для всех достаточно небесной пищи. Мы видим, с каким трепетом предстоят ученики перед Христом. «Никто из них не смел спросить Его: «Кто Ты?»» Он же служит им как Хозяин пира. «Он берет хлеб и дает им, так же и рыбу». Вкушением пищи Господь показал Себя живым Человеком, что у Него — истинное тело. И впоследствии апостолы будут говорить об этом как об одном из доказательств Его Воскресения. «Мы ели и пили с Ним по Его Воскресении» (Деян. 10, 41). Он не только приготовил пищу, но дает ее им в руки и разделяет ее с ними. Так во всем мы должны видеть Его Божественный Промысл и щедрость Его даров, купленных дорогою ценою.
Евангелие заканчивается словами: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых». Хотя Он являлся уже Марии Магдалине, женам-мироносицам, двум ученикам по дороге в Эммаус и Кифе, но перед этим Он только дважды приходил к ним, когда они были собраны вместе. Слово Божие свидетельствует об этом для утверждения истины Воскресения. Господь является дважды и трижды, чтобы не было сомнений. И мы видим здесь некончающуюся милость Христову к Его ученикам. Снова и снова, и теперь уже в третий раз, Он приходит к ним. Мы должны помнить о всех посещениях Христовых нас Своей пасхальной благодатью. «Это уже в третий раз». Изменились ли мы, ответили ли жизнью своей — на первый и второй? Это третий — как бы он не оказался последним.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий