Время Великого поста

Время Великого постаВ издательстве Троице-Сергиевой Лавры только что вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Время Великого поста». Эта книга для ее автора — «сорок сороков», сорок Четыредесятниц: в течение сорока лет он служит и проповедует в московских храмах.

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). А без Великого поста для нас не существует Воскресения Христова в его благодатной реальности. Можно сказать, ничего не существует. «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»

Снова и снова, пока мы живем на земле, Господь сподобляет нас дара этих святых дней, чтобы мы все яснее видели, что означает этот путь, «что есть истина» (Ин. 14, 5; Ин. 18, 38).

В предисловии к книге автор обращает внимание на то, что подготовительные недели к Великому посту в Церкви начинаются вскоре после праздника Крещения Господня.

«Церковь идет путем Христа. Все, что совершил Христос, должна совершить Церковь по дару Христа. В жизни Христа пост представляет первый Его ответ на помазание Духа Святого — Его крещение на Иордане. Он есть также первое Его сражение с врагом, князем мира сего, из которого Господь выходит победителем.

В течение сорока дней совершенного поста, в конце которого Он заграждает уста сатаны, Господь показывает нам, как мы должны бороться с нашим врагом, с его искушениями и соблазнами. Когда Церковь вступает в Великий пост с молитвой, ад трепещет. Как Сын Божий, Христос не имел нужды в посте, точно так же как Он не имел нужды в том, чтобы открыто сражаться с сатаной, не имел нужды в крещении и помазании Святого Духа. Но Он совершил все это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, Его праведность — нашей праведностью. Все совершил Господь ради рода нашего. Святые отцы говорят, что Крещение, помазание Духом Святым и пост неразрывно связаны друг с другом в жизни Христа. Победа над сатаной после сорокадневного поста уготовляет окончательное сокрушение врага на Кресте. Поэтому путь к Великому посту начинается вскоре после праздника Крещения Господня, а завершается Пост Страстной седмицей.

Главный смысл нашего крещения, принятие дара Духа Святого и нашего поста — в том, чтобы Христос пребывал в нас, и чтобы мы могли сказать с апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И мы не можем отделять наше крещение, которым мы делаемся своими Богу, принимаем от Него полноту Его даров, от нашего поста, когда мы вместе с Ним вступаем в сражение с диаволом.

Вот что должно глубоко запечатлеться в нас: пост — Божие дело и наше человеческое дело, и мы принимаем его от Христа как дар. Во время Своего поста на Горе Искушения Христос сокрушил узы, которыми сатана связует всякого человека «похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской». Не ради Себя крестился Христос и не ради Себя Он был распят, и не ради Себя Он постился сорок дней. Но сила Его крещения, Его Креста и Его поста дается нам, по мере того как мы участвуем в том, что Он совершил. Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись, и те, кто со Христом совершают пост, узнают победу Христа над князем мира сего.

Господь Сам говорит об этой тайне: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Но как Сын Божий может освободить нас от мира, от диавола, от нас самих, от нашего эгоистического «я», предлагая нам Свою жизнь, Свои дела и Свою победу, если нет Его пребывания в нас? Он часто повторяет: «Пребудьте во мне, как Я в вас». Он дает нам образ жизни, чтобы мы стали по дару Его подобными Ему. Он уподобился нам, чтобы мы уподобились Ему. Он зовет нас к общению с Собою. И это происходит как в страдании, так и в славе. Он дает нам возможность засвидетельствовать наше общение с Ним в наших делах. Только дела свидетельствуют, что вера наша неложна. Поэтому наш пост не есть просто соблюдение установленных правил, а наша любовь ко Господу в ответ на Его любовь.

В первые века христианства человечество было облагодатствовано подвигом христианского мученичества, которое явилось печатью истины и веры, а затем — подвигом покаяния в лице бесчисленных пустынножителей. И подобно этому нам следовало бы ждать, что вслед за эпохой новых мучеников и исповедников Церкви Русской наступит эпоха покаяния, которая составит один из самых богатых духовных ее периодов, не уступающий ни в чем первым векам, как не уступает подвигу древних мучеников подвиг наших новых мучеников и исповедников. Но где это покаяние, особенно в наше время? Как свидетельствует Святой Дух, где умножается грех, Господь готов дать избыточествующую благодать. Святые отцы говорят, что если мученичество — первая победа Церкви над врагом, то покаяние — вторая победа.

Мы вступаем в Великий пост, чтобы вернуться к дням, когда вера открывалась нам впервые, и узнать радость, может быть, еще большую, чем благодать оставленной нами первой любви, о которой говорит Откровение. Радость Церкви о кающемся грешнике можно сравнить с радостью пастыря, который больше радуется об одной вновь обретенной овце, чем о девяносто девяти не заблудившихся. Слышим мы это или нет, верим мы этому или не верим, Господь говорит нам, что возвращение одного кающегося грешника к Нему есть явление не меньшей славы для Него и для нас, чем спасение всего словесного стада, всей Церкви. Бог придает покаянию столь большое значение, столь великую радость и честь, чтобы никто из пастырей в Церкви не отчаялся в своем труде, при виде самых ожесточенных грешников, и чтобы грешник не стыдился возвратиться ко Христу. Чтобы слава Христа восторжествовала над позором греха, и чтобы победила любовь Христова, которую Он готов излить в полноте на каждого грешника, приходящего к Нему с покаянием».

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: