Ковчег Ноя и радуга после потопа

Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3 седмицы

Великим постом Церковь напоминает нам, что мы как бы недостойны, чтобы каждый день преподавалось нам слово Евангельское. Мы должны приготовиться к нему очищением сердца, глубоким покаянием, чтобы не одними устами произносить молитву: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия». Но Ветхий Завет ― это тоже слово Божие, Дух Святой открывает нам через события Священной истории то, что относится к нашему спасению. Перед нами не только прообразы грядущего Христа ― весь Ветхий Завет устремлен к Нему, ― но и примеры того, какой должна быть наша христианская жизнь.

Сегодня мы слышали книгу Бытия о святом праведном Ное. Мы помним, как Господь изрек суд над родом человеческим: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, зане они суть плоть». Когда жизнь стала только по плоти, Господь должен был поставить предел и физическому существованию рода человеческого. Ной жил среди развращенного народа. И хотя в Библии не сказано о его страданиях, но церковное предание говорит, что он, подобно праведному Лоту, ежедневно мучился в душе своей, видя беззакония нечестивых. Церковь напоминает нам, что величайшая безопасность для человека, защита от греха ― способность реагировать на зло. На всякий грех, который искушает его лично, и на зло, которое окружает нас в мире. Так устроен человек. Когда происходит что-то из ряда вон выходящее, когда совершается тяжелый грех, человек бывает потрясен, он места себе не находит. Для него это событие — ужас. Но если этот грех снова и снова повторяется, потрясение ослабевает, и он может уже спокойно относиться к самым страшным грехам.

Так происходит в жизни каждого человека, когда он теряет чувство зла и делается вследствие этого неспособным воспринимать подлинное добро, и так происходит с жизнью целого народа. Посмотрите на наш город ― везде, на каждом шагу непристойная реклама. Это ведь мерзость, это невыносимо для нормального человеческого зрения! А мы уже как бы и не замечаем, потому что видим изо дня в день. Мы к этому привыкли. Тысячи беспризорных детей ― это же страшно, это не может вместить никакое человеческое сознание! А детская проституция? Живы мы или нет ― вот в чем вопрос. Один священник сказал, что какой-нибудь подвыпивший обыватель, не знающий Бога, но сердце, которого обливается кровью при виде всего этого, ближе к Богу, чем так называемые богословы или очень благочестивые христиане, которые нарочно закрывают глаза: ничего мы об этом знать не знаем и знать не желаем. Для Ноя и для Лота — потому они праведными и называются — это было великим страданием. Господь говорит, что в последние времена будут точно такие же испытания, чтобы обнаружить, насколько мы живые, насколько способны к восприятию истинной жизни.

Замечательно в жизни Ноя то, что, живя среди нечестия, в самой гуще зла, он сохранил верность Богу. Это значит, что не может быть оправдания для нас, ни для одного человека, в том, что сейчас такое время, что все так живут. Самое худшее, что может быть, когда мы поступаем, как все, ― когда все ведут себя нечестиво. Легко человеку поступать, как все, не задумываясь, не сопротивляясь злу. Трудно идти против течения, но христианин, говорим мы, — это рыба, которая всегда плывет против течения. Вы знаете этот древний символ христианства. Только живая рыба плывет против течения, а дохлая рыба плывет по течению. По течению смерти. Естественный поток жизни после грехопадения человека повернул вспять от источника жизни, от Бога ― в сторону смерти.

Настоящее испытание ― не быть, как все, отличаться от всех. Мы знаем, что на языке Священного Писания святой, «агиос» по-гречески, ― это тот, кто отличается от всех. Чем отличается? Ничем, он такой же, как все. Такую же работу исполняет, такие же скорби имеет. Единственное его отличие в том, что он запечатлен Самим Богом. И ему дано знать о жизни то, чего другие не знают. Святым называется храм ― он отличается от всех других зданий. Святой день ― суббота в Ветхом Завете и воскресенье после победы Христа над смертью ― день, отличающийся от всех других дней, день Господень. Святой народ ― народ верующих во Христа Бога, избранный Богом, который отличается от всех и который должен свидетельствовать среди этого распада о том, что есть жизнь, что человек должен хранить свое достоинство, а не поддаваться общему распаду.

И еще об одном важном моменте из жизни святого праведного Ноя говорит сегодня Писание. Когда наступает решающий момент ― каждый человек рано или поздно встанет перед этим выбором ― нужно иметь силы, чтобы порвать со средой, которая оказывается губительной. Строительством ковчега Ной как раз и обозначил этот разрыв со всеми. Точно так же в свое время праведный Лот вышел из града растления, чтобы не погибнуть вместе со всеми. Этот разрыв должен быть решительным. Кто оглядывается, тот погибает. Жена Лота оглянулась, и превратилась в соляной столп. И близкие Ноя ― может быть, из них кто-то колебался, но все-таки победила в них любовь к Богу, верность Ему ― последовали за Ноем и были спасены.

Это событие завершается спасением ковчега и всех, кто находился в нем. После этого Ной сразу же приносит благоуханную жертву Богу, благодарение Ему. И в этом много заключено. Здесь надежда на то, что Бог никогда не оставит род человеческий. Благодаря верности Ноя жизнь на земле продлилась. Бог говорит, что отныне Он уже никогда не наведет на землю проклятия, и ничто живое не будет погублено на ней. В знамение завета с родом человеческим Он утверждает на небе радугу.

Это знамение, что придет Тот, прообразом Которого является Ной. Но будет все не так, как было с Ноем. Если при Ное все грешники были погублены водной стихией, а один праведник спасся, когда явится Спаситель мира, один Праведник погибнет, и таким образом все грешники будут спасены. Вот что означает эта радуга ― это прообраз славы Креста Христова, Его любви, прообраз многоцветной Пасхи Господней.

В течение всей этой седмицы мы готовимся к Крестопоклонной неделе. Молимся о том, чтобы Господь сподобил нас увидеть Крест Христов, хотя бы так, как Ной его видел, — издалека. И не только внешне ему поклониться. А узнать, что Крестом Христовым даруется избавление всем грешникам, «от них же первый аз есмь», когда они приходят ко Господу с покаянием.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.