Прогноз непогоды: 21 - 27 января

 

Управляемое сознание хочет управлять

 

Роман Вершилло

 

В начале XX века американский автор Филипп Мауро указал на появление нового

типа работника: социального экономиста, управляющего денежными и информационными потоками. Это очень важная фигура в современном обществе, типа Глеба Павловского или американского имиджмейкера Джеймса Карвилла. 

Джеймс Карвилл известен тем, что дважды, в 1992 и 1996 годах, приводил Клинтона в Белый Дом. В 1999 году ту же услугу Карвилл оказал израильскому политику Бараку. При этом Карвилл организовывал поступление денег в предвыборный фонд Клинтона. Через него, как предполагают, шли деньги и к Бараку.

В отличие от политиков, политтехнологи не просто действуют от имени общества, но действуют как бы изнутри общественного сознания. Они вторгаются в сферу общественного мнения, подменяя это мнение, по-иному его организуя. Поэтому политтехнологи принципиально утверждают возможность управлять чужим сознанием посредством средств массовой информации.

Управлять чужим сознанием стремятся и  колдуны, язычники и гностики. Как нам уже приходилось писать в статье "Самый безобразный человек в мире", Глеб Павловский, например, использует СМИ для своеобразного "околдовывания" России.

А ведь между прочим, вмешательство в сознание помимо сознания является невозможным делом. Священное Писание учит о том, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Это означает, что в человеческую душу вложено неизменное знание различия между добром и злом.

Управляемое сознание - это парадокс, поскольку если я не отличаю свои мысли от чужих, то значит, я не отличаю себя от не-себя. Если неизвестно, кто подает знак: или я, или мне, или они ему, то что же это за знак! Это бессмыслица, возможная лишь в бессмертной трагедии Льюиса Кэрролла "Был то ты иль я?"

Всякое восприятие информации - это сознательное, культурно опосредованное действие человека. Человек как бы выходит на полдороги и там встречает известие. Он может принять и отвергнуть сообщение, как невероятное или ложное. Даже если человек бывает обманут, он тем не менее не терпит ущерба в нетронутости своего сознания: ведь он соглашается с ложью, принимая ее за правду, а не за ложь.

Таким образом, понимание - это не бессознательное потребление. Понимание неразрывно связано с нравственной ответственностью человека, даже если речь идет о арифметических вычислениях.

В современном мире борются не информационные потоки, и не информационные потоки разрушают предметный мир. В человеческой истории друг другу противостоят личности, имеющие тут или иную идеологию, веру, убеждение. Собственно, только это делает историю чем-то человеческим.

Веруя в свою власть над умами, ни Карвилл, ни Павловский не имеют смелости дать отчет в своих верованиях. Поэтому христиане считают язычников не просто инаковерующими, а вовсе неверующими. Веровать в Бога - это значит иметь по меньшей мере один ответ на любой вопрос. Ответственность воодушевляет человека, дает ему смелость вступить в схватку один на один со злом и со злым.

Язычник верует в свою власть над умами, и от этого сам становится безвольным и бессознательным исполнителем чужой воли. Если я могу управлять чужим сознанием, то допускаю, что и моим сознанием кто-то может управлять. О таком бессознательном состоянии язычников говорит Апостол Павел: "Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас". В нашем человеческом мире ведется только одна война и есть только одно противостояние. Схватились друг с другом два человека, кажущиеся гигантами на этой пустынной земле. Так противостоят друг другу христианин и язычник. 

У них нет ни помощников, ни орудий, но у христианина есть вера, которой можно снискать нездешнюю помощь.

"Не прав язычник, прав христианин", - кратко описывает Песнь о Роланде это эпическое противостояние.

 

На главную страницу