После Крестной смерти и Воскресения Христова великое множество людей, узнавших благодать Святого Духа, приобщились на земле новизне вечной жизни, которая открывается в живой и личной связи с Богом. Они говорят о ней как об огне, о свете, о любви, о мире, о радости. Они свидетельствуют об этом на самых своих смиренных путях и в самых высоких откровениях, среди испытаний и скорбей и в самой смерти своей.
Это бесчисленные свидетели, которых мы должны слушать, чтобы вдохновиться их примером и последовать за Христом. Они говорят нам о том, что они пережили, на языке доступном для самых простых и для самых ученых людей. Они зовут нас словом и жизнью своей дать Духу Отца Небесного вселиться в нас и всегда пребывать с нами. Дух Святой идет до преображения нашего тела по мере нашего принятия благодати Христовой.
Это принятие Духа Святого явилось в полноте в Божией Матери, и Ее предстательством, через Нее, у Нее научились все святые послушанию Слову Господню. Неслучайно преподобному Серафиму Саровскому Божия Матерь в течение его земной жизни являлась двенадцать раз.
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым «О цели христианской жизни» занимает исключительное место в нашем богословии. Духовный опыт всех святых выражен здесь с необыкновенной простотой и глубиной. Устами преподобного Серафима как будто говорят все избранники Божии от древних до последних времен. В этой пространной беседе главная забота Николая Александровича не о том, чтобы самому говорить, а чтобы дать говорить, насколько для него возможно, преподобному Серафиму, и через него всем людям, преображенным Духом Святым. Можем ли мы остаться равнодушными к этому свидетельству? Время нам на нашем кратком земном пути последовать их выбору — увидеть то, что является благоприятным для жизни во Христе и то, что удаляет от нее.
Более чем когда-либо мы нуждаемся сегодня в благодатном познании истины, чтобы хранить себя от всякой лжи и быть верными православному исповеданию. Ибо мы вступили в эпоху, когда рушится вся полнота истинных ценностей. Люди, даже как будто церковные, живут в странной двусмысленности: они могут рассуждать о Боге, о Духе Святом, но — вполне отвлеченно, исповедовать Символ веры и не иметь никакой жизненной связи с ним. Со всей силой преподобный Серафим показывает нам конкретное и ощутимое действие Духа Святого. И призывает нас не забывать, что и внешние проявления Духа должны присутствовать во всей жизни Церкви. Вот почему свидетельство Предания, осуществляемое через святых, должно быть главенствующим для нас. Оно приобщает нас тайне Бога, Отца и Сына и Святого Духа. «Все, что приняла Церковь, — говорит преподобный Серафим, — должно быть любезно сердцу христианина». Все, что осуществляет Церковь, есть дар любви Христовой, которая дает жизнь своим святым, всем своим членам. Любовь Христова, благодать Духа Святого — это основание, цемент единения и цель Церкви. И если мы хотим служить Церкви со смирением и с полной отдачей сил, мы должны следовать святым Христовым. Церковь во все времена спасается своими святыми. Невозможно, выступая против Церкви, спасать ее. Во все времена, и особенно в наши, глубже всего должна запечатлеться в нас эта известная истина: Церковь нуждается не в реформаторах, а в святых. И не менее известная заповедь преподобного Серафима о тайне церковной проповеди: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
На своем примере преподобный показывает, как это происходит. Всего себя отдать Богу, сгореть в служении Церкви и душам, которые надо спасти. Без постоянного сокровенного общения с Христом распятым и воскресшим, Спасителем нашим, миссионерство — лишь зуд сомнительной «светскости», бегство от себя, тщеславие, пасение ветров, как говорят святые отцы, и наконец крах. Исход в мир? Не из чего исходить, если сердце пусто от благодати. Сегодня мы должны с особой силой осознать, что значит крестное, в Духе Святом предстояние Христу, явленное нашими святыми в течение веков.
Преподобный Серафим выходит по благословению Божией Матери из затвора в мир, потому что всегда в сердце своем хранит сокровенное общение с Господом. Его внутренняя келлия — сокровенное место, место сердца, где он всегда пребывает с Богом Живым. То, что он стяжал верностью заповеди Христовой до пролития крови, не отнимается от него при общении со множеством людей. Он как бы продолжает стоять на том же самом камне, где он молился тысячу дней и ночей, но теперь уже взывает ко Господу за каждого приходящего к нему, как за себя: «Боже, милостив буди мне, грешному!» В мире бушуют сильные ветры, они скоро соберутся в бурю, столь разрушительную, что «ангелы будут не успевать принимать души». И многие из них предстательством преподобного обретут спасение. Стоя на камне, он всегда пребывает в центре урагана. Вокруг него и благодаря ему, торжествуют все добродетели, и все грехи вырываются с корнем. Это его единение с Богом как бы в некоем вихре возносит души к Богу, ничто не противится ему. Но в сердце своем преподобный остается неподвижным. Пребывающий в центре урагана — под кровом Бога Вышнего в пасхальном лицезрении Его.
Постараемся услышать запечатленный Николаем Александровичем Мотовиловым завет преподобного Серафима. Молчание предшествует каждому его слову, молчание, которое он приемлет от Того, Кто есть Превечное Слово, Слово Божие — ибо от Него каждое человеческое слово наполняется смыслом. Таков высший урок всех святых. Церковная проповедь — ничто, если она не является продолжением того, что совершает Сам Бог. Только тот, кто слушая слово, пребывает сам в молчании, знает, как говорить, быть понятным всем, жаждущим правды, и возвращать Богу заблудшие души.
15.01.12
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"