Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Ныне Церковь в Духе Святом следует за Божией Матерью, приносящей Младенца Христа в Храм. Это также то, что совершает Церковь во время служения Божественной Литургии. Мы представляем Богу славы и великолепия жертву чистую, святую и совершенную. Следуя за Божией Матерью, мы научаемся, как совершать приношение жертвы Христовой «в духе и истине».
Сретение Господне — встреча человека с Богом — совершается даром Духа Святого и предстательством Божией Матери. И мы молимся Ей, чтобы нам дано было встретить Господа вместе с праведным Симеоном и Анной пророчицей, и чтобы свет Его воссиял в нас и вокруг нас.
Праведный Симеон «чаял Утешения Израиля», возвещенного пророками. Но он знал также, откровением Духа Святого, что прежде смерти ему будет дано увидеть собственными глазами Христа Господня. Праведный Симеон знал сердцем и постоянно размышлял о пророчествах, возвещающих о приходе Мессии. «И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот Он грядет» (Мал. 3, 1). Праведный Симеон любил проводить свои дни в Храме. Но силы его слабели, он чувствовал приближение смерти. И времена наступали плохие как никогда. Однако, подобно Аврааму, «он верил сверх надежды» (Рим. 4, 18).
И вот однажды праведный Симеон ощутил в своем сердце неодолимую сладостную силу, влекущую его снова пойти в Храм. И там, в толпе молящихся, он увидел этих двух людей — Пречистую Деву с Младенцем и праведного Иосифа Обручника — с нищенской их жертвой, которую они принесли по Закону Моисееву для искупления Младенца и посвящения Его Господу. Дух Святой сошел на праведного Симеона, как на праведную Елизавету при встрече с Божией Матерью, Которая принесла теперь Младенца в Храм. Праведный Симеон взял Его на руки и со слезами радости произнес молитву, которую вложил в его сердце Дух Святой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». Его надежда исполнилась. Он встретил Христа, Дух Святой привел его к Нему. Спаситель мира здесь, на его руках, принесенный Пречистой Девой.
Но Дух Святой хочет устами праведного Симеона сказать еще нечто важное. Вдохновляемый Духом Святым, праведный Симеон приносит благодарение Богу: «Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».
Во Христе Иисусе Бог спасает всех людей. Дух Святой возвещает также, что Христос будет «знамением разделения» или «знамением пререкаемым». Служение света в мире для Христа будет сопровождаться враждой язычников и гонениями со стороны богоизбранного народа.
Мы знаем о благодати Божией Матери слагать все, относящееся к Ее Божественному Сыну в сердце Своем. Пророчество праведного Симеона было для Нее светом, исходящим от Бога. Когда вскоре после этого пришли ко Господу волхвы от языческих народов, ведомые звездой, Она восприняла их приход как первое исполнение слова, услышанного в Храме. Когда позднее, в бурном дыхании Пятидесятницы, апостолы возвестят чудеса Божии на всех языках, и Петр, посланный Духом Святым, крестит римского сотника, материнская любовь Ее прострется над всем миром. Она — духовная наша Мать, и Она помогает нам принять и дать другим людям Господа, Света языков.
Наконец, Дух Святой возвещает Божией Матери, что «Ей Самой душу пройдет оружие». Это откровение, которое Божия Матерь хранила в сердце Своем, придает жертвенный смысл Ее приходу в Храм с праведным Иосифом Обручником. В Храме, где продолжались приноситься ветхозаветные жертвы, принесение Младенца, посвящение Его Богу — преддверие жертвы. И в сердце Своем Божия Матерь уже приносит Своего Сына. «Он спасет людей Своих от грехов их».
Отныне отношения людей друг ко другу должны совершенно измениться. Новое заключается в том, что мы должны любить друг друга, потому что Господь — Человек посреди нас. Бог стал страшно близок, и вся человеческая жизнь оказывается в этом свете. Божия Матерь столь чиста, что Ее отношения с Сыном Божиим, как и с людьми, непоколебимы. Духом Святым, глаголющим устами праведного Симеона, Ей дается новое служение. И теперь Она предает Себя пути, который Ее Божественный Сын должен пройти. Это будет путь скорби, но Она готова принять от Него все, чтобы Он мог исполнить Свое предназначение. Она приемлет всех, за кого Он будет страдать и за кого Ей душу пройдет оружие Креста. И все будут приходить ко Христу Ее предстательством. Душу Божией Матери пройдет оружие, чтобы открылись помышления сердец многих. Мы знаем икону Божией Матери, именуемой «Семистрельная». Семь стрел пронзают Ее, потому что Она приняла семь даров Духа Святого. Дух Святой сошел на Нее, и сила Вышнего осенила Ее, прообразуя эти раны в Ней. Уже теперь, прежде чем «один из воинов копьем пронзил ему ребра», принимает Она Его страдания как Мать. И Она будет хранить их в Себе так же, как будет хранить в сердце Своем все слова и действия Своего Божественного Сына.
В Божией Матери Церковь прозревает жертвенную волю — несравненно превосходящую то, что обозначил ветхозаветный обряд. Отдавая Своего Божественного Сына Превечному Отцу, Божия Матерь приносит в сердце Своем и Себя Богу: «Се Раба Господня». Накануне Крестных страданий Спаситель установит Евхаристическую жертву и вверит ее Своей Церкви. Божия Матерь — образ служения, которое заключается во всецелом приношении Себя Богу. И в Ней уже сейчас присутствует Церковь Христова, приносящая в Духе Святом жертву Христа, и себя приносящая Богу вместе с Ним.
После Пятидесятницы, когда Божия Матерь участвовала в Евхаристии Церкви, совершаемой апостолами, Она духовно приносила жертву Господа с предельной верой и любовью. Божия Матерь — образ того, как Церковь совершает Евхаристию и живет ею. Она всегда присутствует с нами. Взирая на Нее и испрашивая Ее молитв, мы учимся совершать приношение Господне «в духе и истине», в вере и любви.
Тот, Кого мы приносим Отцу, был принесен Божией Матерью в Храм: Господь Иисус Христос, единый Святой, могущий принести Отцу «жертву чистую и святую». Мы приносим жертву Господню не только за себя, но за весь мир. Принося Господа, мы приносим себя Отцу. Да сотворит Дух Святой из нас вечное приношение во славу Божию. Мы приобщаемся жертве Господней, принимая Его Пречистое Тело и Кровь, с тем, чтобы вся наша жизнь стала «жертвой живой, святой и благоприятной Богу», как говорит апостол Павел (Рим. 12, 1).
Какая глубокая связь, Богом установленная, между приношением Господа в Храм Пресвятой Девой, Ее участием в Крестной Жертве и Евхаристией, которую мы совершаем в Церкви! Господь приносит Себя в жертву за всех людей, и мы должны с Ним и в Нем стать приношением благоуханным Отцу. Да просветит Он нашу жизнь, чтобы мы стали поистине «носителями света». Сам Христос приходит принести Себя Отцу — руками Своей Пречистой Матери. Молитвами Богородицы Дух Святой да откроет наши сердца в молитве о спасении, уготованном для всех людей, и мы соединимся всей нашей жизнью с приношением Господним. Аминь.
15.02.12
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"