диакон Михаил Люкшин
В корне нашей отечественной катастрофы несомненно лежат духовные и моральные пороки: культивирование в обществе разврата и пропаганда греха в качестве нормы жизни. Поэтому Церковь не может не нести ответственность за происходящее.
Пророческий голос православных священнослужителей взывал в 90-х годах прошлого века, предупреждая о надвигающемся нравственном катаклизме. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно обращался к Церкви: "Главным из бедствий сегодняшнего дня является массовое нравственное растление молодежи и детей. Всем известно о колоссальном росте наркомании, пьянства, разврата, грозящем превратить наш народ в аборигенов, доживающих свой век в отведенных для них гетто… Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить… Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей".
Сегодня – в XXI веке – надо признаться: должного противодействия, адекватной борьбы за жизнь наших детей не последовало. СМИ и индустрия развлечений – эта "фабрика духовной смерти" – по-прежнему ведут свою хорошо спланированную войну против нашего народа. В наши дни во всей полноте исполнилось то, чего так сильно боялись. Стали вполне обыденными: наркомания, магия, разврат... Молодежь беснуется в ночных клубах, на рок-концертах, на фестивалях, таких как "Пустые Холмы-2008", со сборищем обнаженных танцовщиц, шаманов, извращенцев разного рода.
Поэтому с таким интересом пришлось ознакомиться с публикацией: "Нужна ли проповедь Православия на рок-концертах?" На информационном интернет-портале "Русская линия" трое священнослужителей Русской Православной Церкви отвечают на заданный вопрос утвердительно.
Московский священник, председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, протоиерей Димитрий Смирнов ссылается на отсутствие у православной аудитории удобных и доступных СМИ. Действительно, высшие госчиновники понимают, что Православная Церковь способствует решению социальных проблем, но не дают никакой возможности Церкви вещать независимо. Поэтому прот. Димитрий отмечает: "Я считаю, что проповедь на рок-концертах вполне допустима. Ничего противоестественного в этом я не вижу".
И все же, как известно, никому из служителей Церкви не приходит в голову появиться в издательстве безнравственного журнала или газеты, стриптиз-клубе, в доме ведьм и магов, на кощунственной выставке, и начать там проповедь о Христе! Это запрещают правила Вселенских Соборов. Там, где идет речь о деле благочестия, цель не оправдывает средства, тем более если средства идут в разрез с церковными канонами и верностью Богу и Его заповедям.
51 правило Трулльского Собора гласит: "Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериные творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного".
Созвучны этому канону 54 правило Лаодикийского собора и 18 правило Карфагенского Собора.
Известны случаи, когда Святые отцы вдруг появлялись на увеселительных собраниях, но с одной целью – остановить аморальный разгул, как сделал это святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский: после вечернего Богослужения Владыка Иоанн отправился туда, где русские эмигранты отмечали американский "Хэллоуин". Он взошел по ступенькам и вошел в зал, к изумлению участников. Музыка прекратилась, и Владыка в полном молчании пристально посмотрел на онемевших людей, и стал неспешно обходить зал с посохом в руке. Он не произнес ни слова, да в том и не было нужды: один взгляд Владыки уязвил совесть каждого, вызвав всеобщее оцепенение, пожилые люди и известные общественные деятели буквально прятались под столы. Владыка ушел в молчании, а на следующий день он издал указ, по которому все служители церкви, бывшие накануне на балу (вплоть до прислужников и певчих), не могут на следующий день принимать участие в богослужении.
Поучителен эпизод со святителем Тихоном Задонским, когда он явился в самый разгар языческого празднества, устроенного во время Петрова поста, и произнес обличительную проповедь с осуждением его участников.
В этом смысле назидателен поступок шести алтарников храма Святителя Николая в Пыжах остановивших поругание Христа в центре Москвы в Сахаровском центре. Пришедши на кощунственный шабаш, они не стали ни льстить публике, ни проповедовать о высоких идеях, а пресекли зло, направленное против Православной Церкви и всей России.
Принципиально иначе поступают сегодняшние миссионеры-новаторы, и тем самым вносят страшный соблазн в Церковную и общественную среду. Священнослужитель, изображая своего в доску парня, с растопыренными пальцами поднятой руки приветствует публику! Позволительно ли такое поведение пастырю овец Христовых?
Игумен Сергий (Рыбко) на рок-концерте
Иногда нам говорят, что рок-музыка сложное явление, но вот о. Сергий (Рыбко) защищает рок в целом (кроме того рока, который не соответствуют лично его вкусу). Он возводит рок буквально в ранг особой добродетели, ставя знак равенства между рок-музыкой и принадлежностью к Церкви: "Клевета на рок-музыку отталкивает (поклонников рока) и, в конечном счете, может оттолкнуть от Церкви" - заключает игумен (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko5.html). Это является подменой Евангельского учения и о добродетели, и о Церкви.
Влюбленность новатора-игумена в рок такова? что он готов простить аморальные, антиобщественные "невинные шалости": "Часто просто пугаются некоторой экстравагантности и эмоциональности молодежи... Мы же не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал. Есть такое хорошее слово – мракобесие" - вразумляет о. Сергий (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko4.html).
В беззаветно-светлой вере в чистоту и праведность рок-музыкантов любитель рока отрицает инфернальные случаи из биографий адски разрисованных маэстро: распространенную в их среде наркозависимость, нередкие самоубийства, безудержный разврат. Кротко и незлобиво о. Сергий парирует: ну говорят, мало ли, что говорят? "Несмотря на эпатажные выступления своей юности… часто обращаются ко Христу, и отнюдь не в кощунственном смысле" (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko4.html). Комментарии излишни.
А вот как о. Сергий отвечает тем, кто приравнивает рок к сатанизму: этого не может быть, потому что иначе "после рок-концерта все бы бежали приносить жертву сатане. Некоторые факты хулиганства, конечно, бывают, но гораздо меньше, чем у хоккейных и футбольных фанатов", - делится игумен своими научно-статистическими исследованиями.
Служитель святого Алтаря покрывает и кощунственные тексты "произведений", не находя в них хулу на Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Апологет так любит рок, что хула на Христа снисходительно прощается, если она помещена в песенке – это просто так, шутка, глупость. О. Сергий дает толкование слов руководителя группы AC/DC: "Чем мы занимаемся - это только шутка... Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей". Непонимание истин христианства, в частности, серьезности адских мучений - еще не есть сатанизм, а есть незнание, глупость" - резюмирует игумен (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko4.html). Но эти "шутки" он с удовольствием слушает часами, и предлагает это делать всем желающим! За такие "шутки" Вселенские Соборы и святые Отцы извергали из сана и отлучали от Церкви, и этим отгоняли волков, не щадящих стада.
О. Сергий отказывается верить, что дьявол, миродержитель века сего, способен захватывать множество людских душ: "Я не думаю, что диавол обладает властью подчинить музыке "Beatles" миллиарды людей. По сути его власть иллюзорна".
И только в отношении к критикам рок-миссионерства игумен очень строг: "Создается впечатление, что критики молодежного искусства никогда сами с ним не сталкивались, никогда не пытались его понять, бездумно повторяя утверждения борцов за чистоту пуританской морали еретического запада" (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko5.html).
Что же советует игумен Сергий православному верующему на рок-концертах: "Думаю, что молодежь, изображая "козу", не совсем понимает, что делает.
Возможно, знак, изображаемый рукой с поднятым мизинцем и указательным пальцем, не совсем безобиден и поэтому православному человеку ни к чему это делать" – отмечает пастырь.
А теперь его наставления христианину, как стоять в центре нецензурно воющей, пьяной и оголенной толпы: "Думаю, что может православный человек пойти на концерт рок-группы, но при этом вовсе не обязательно прыгать, скакать, поднимать руки вверх. Впрочем, если молодому человеку хочется как-то выплеснуть энергию, думаю, что ничего особо страшного в этом не будет. Мы в наше время поднимали пальцы указательный и средний, изображая V - знак приветствия хиппи" (http://arnaut-katalan.narod.ru/rybko34.html).
После этих объяснений о. Сергия становится отчасти понятно, как он мог присутствовать на фестивале "Пустые Холмы-2008" на сборище голых размалеванных женщин, шаманов, геев, среди пьяной и "обкуренной" публики!
Другой фигурант оглашаемой статьи на "Русской линии" диакон Андрей Кураев идиллически наставляет: "Может быть, Господь нам даст батюшку, который окажется Златоустом, и люди забудут все эти пошлые песенки и вынесут с концерта только его слово. Или, может быть, он вообще не будет проповедником, зато у него будут такие глаза, облик, лицо, и такая благодать будет от него исходить, что он выйдет на сцену, и в его сиянии всякие "Блестящие" померкнут, "Виагра" поникнет, и величие православного духа станет ощутимо даже без слов".
Из оценок миссионера-диакона о роке: "Мир рока в лучших своих проявлениях может дать толчок. Удар душе. Сердцу. Заставить ее проснуться, сорвать маски" (http://arnaut-katalan.narod.ru/kuraev3.html). Опасные опыты проводит дьякон-экспериментатор с человеческой душой: надо ударить в душу, если выстоит - хорошо, а если не устоит? Что это за новая практика в духовной жизни?
Диакон-новатор высказывает алогичный вывод: "Рок как раз умеет разрушать, он плохо умеет строить. Он может помочь разрушить стереотипы, облегчить боль. В лучших своих проявлениях рок-культура может помочь это сделать". Эта концепция проходит красной нитью в апологетике рока о. Андрея Кураева: "минус" на "минус" даёт "плюс".
На XIV Международных Рождественских чтениях диакон Кураев в своем выступлении подчеркнул: "Никто не собирается приносить рок-музыку в храм, но в церковном дворике можно и нужно вести эксперименты, важно также признавать право на ошибку". На возражение, что это может привести в церковный дворик наркотики и аморальное поведение, о. Андрей заметил, что готов стать "изолятором", который не пропустит все это (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/461.htm). Безответственность, фальшивомонетничество, "перезагрузка богословия"?
Почивший в Бозе архимандрит Иоанн Крестьянкин, отвечая на письмо молодого человека, увлекавшегося роком, недвусмысленно наставляет: "Дорогой о Господе О.! Скажу Вам сразу - помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже, если Вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду".
Игумен Сергий (Рыбко) дерзко сравнил критиков рок-миссионерства с фарисеями.
Ответ на его филиппику давно известен: "Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут… Так что имейте это в виду".© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"