В отрицательных откликах на статью протоиерея Владимира Переслегина "Богословие черного кожзаменителя" есть общие для многих авторов аргументы. Речь идет о том, что "молодежь, благодаря о. Сергию приходит в Церковь, община крепнет, строятся храмы, и серьёзное общение со священником длится для многих уже 15 лет".
Иерей Александр (Мартыненко) сообщает также, что "индикатором, свидетельствующим о пользе и эффективности проповеди в неформальной молодежной среде, является и активность молодежи на Интернет-форумах ряда как православных сайтов... и не совсем (например, сайт Арии Алисы - www.alisa.net), где молодые люди задают вопросы, обмениваются мнениями, спорят, доказывают и отстаивают свои взгляды".
Негативной оценке конкретной деятельности игумена Сергия противопоставлен некий видимый положительный результат.
По этому результату возникает ряд вопросов.
Что означает обращение к Церкви молодёжи, привлекаемой проповедью о. Сергия? Является ли этот приход молодёжи подлинным вступлением в Церковь каждой личности?
"Дело Духа Святого обращено к личностям; Он сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого члена Церкви в сознательного соработника Бога, личного свидетеля Истины"; "Единство Тела Христова – это среда, где истина может проявляться во всей полноте, без всяких ограничений, без всякого смешения с тем, что ей чуждо, что неистинно" (В. Н. Лосский. Боговидение. О третьем свойстве Церкви. М.:2003. С. 706).
Можно ли ввести возрастной ценз или выделить другой признак природы человека, согласно которому ему в Церкви позволено нечто из области греха (добродетелью рок даже сам игумен не дерзнёт назвать), с чем он никак не в силах расстаться. А если это нечто отнять у него, то и Церковь ему - не Мать, и Бог - не Отец.
Молодость - возраст тела, душа взрослеет по иным законам: "Скончався вмале, исполни лета долга", "старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается" (Прем. 4:8,13) Поэтому обращение к молодым должно быть по духу апостольским: "Юношей также увещевай быть целомудренными" (Тит. 2:6), и нежелательно сводить его к диалогу с возрастными особенностями, запросами и теми грехами, которые проявляются чаще всего в юности.
Результатом подобной миссионерской практики является возникновение у молодых людей некоторой условной симпатии к тому, что они привыкли считать Церковью. Видя рок-информированных батюшек, они готовы обратить внимание на Православие, признать его существование, говорить о нём и спорить, если с ними "правильно обращаться", узнать, "чем они живут". И если вместо борьбы духовной предлагается, "не сокрушая диски любимых групп", идти по жизни, то они готовы и считать себя православными. Типичный пример: игумен Сергий на рок-концерте приветствует публику, поднимая два пальца - публика на это в восторге кричит: "Мы – православные". Происходит своего рода льготная катехизация. Катехизис свт. Филарета Московского или Апостольские послания для молодёжи, верной демоничному духу рока, окажутся безжизненными церковными документами, написанными для предков.
В результате "молодое сердце земли русской" не имеет возможности отвергнуть зло, как противное Духу Христову, так как убеждено, что в нём есть поиск, нерв, новизна.
И выходит, что за один этот поиск Кинчева - не тронь, ведь на молодежных форумах "обид на Церковь за гонения на рок-музыку предостаточно, и напротив: множество молодых верующих русских людей благодарят Кинчева за его песни".
Джерри Льюиса – не тронь, он был выпивши и сказал "во мне дьявол", а вам бы только обобщать, и всех - в одну кучу.
Леннон сболтнул "Мы популярнее, чем Иисус Христос", распустив перед журналистами перья, - с кем не бывает.
И все эти парни оправданы добрыми православными поклонниками, именно без суда, всем оказано снисхождение, кроме Пушкина и Моцарта, и тех еще из верующих, кто не желает смешиваться, кто задет по существу веры и благочестия.
Оправданы, так как общее направление поиска трактуется как путь Истине, путь к Православию. И вот незаметно сам путь оказывается дороже Того, к Кому он вроде бы ведет. Да и не важно уже, приведёт или нет. Ищем, пробуем, ошибаемся….
Чем объяснить столь бережное отношение общества к продуктам своего распада?
Это ведь послевоенная Европа, Америка богатела, наращивала темпы экономического роста и одновременно на либерально-гуманистическом фоне засаливалась и меркла христианская мораль. Христианская культура теряла силу нравственного влияния на души людей. И вот огнём непуганое поколение затряслось, завыло по-кошачьи, по-волчьи, по-всякому, и это был результат разложения, за который никто их ни разу не нашлепал, но наоборот, мир взрослых признал легитимным появление любых извращений. Очень скоро "антикультура" и разные виды "молодежной субкультуры" были включены в культурное пространство, получили права "другой музыки". В изобразительном искусстве это привело к Тер-Оганьяну, в музыке - к Року в разных видах. Ослабленное безверием, привычкой шутить серьезными вещами общество проглотило идеологию Ада всесмехливого.
Её лидерам и отцам не довелось повзрослеть в земной жизни. Чего стоит невозмутимый холодок справочных материалов рок-энциклопедии о "Led Zeppelin" или "Deep Purple":
- В течение американского тура в 1977 году Плант получает известие, что от вирусной инфекции у него умер шестилетний сын. Тур отменяется и начинают циркулировать слухи о распаде группы. "Цеппелины" бездействовали почти год, но в конце 1978 они приехали в студию "Abba" "Polar music", где приступили к записи следующего альбома "In through the out door".
- В 1980 году в результате хорошей попойки в особняке Пейджа после очередной репетиции погибает ударник Бонэм. Он умер, захлебнувшись собственными рвотными массами. Оставшиеся участники группы, посовещавшись с Питером Грантом, решили официально объявить о роспуске "Led Zeppelin".
- Ковердэйл создал свой проект "Whitesnake", Пейс и Лорд присоединились к Тони Эштону в "Paice, Ashton, Lord", а спустя несколько месяцев после распада "Deep Purple" от передозировки героина скончался Болин. В последующие несколько лет выходили различные сборники группы.
- "Автор большинства композиции с этого диска Сид Барретт в ту пору "баловался" ЛСД. Со временем его пристрастия к этому наркотику увеличились, и он "улетал" прямо на концертах".
Такая вот ювенильная реакция на смерть, на трагедию, приводит не к дальнейшему выходу на глубину жизни, а либо к распаду группы, либо к новому альбому или турне. Да, их ничем не проймешь, этих несчастных... Что-то вынуждает этих дядей всю жизнь симулировать задержку развития, быть маленькими, невзрослыми - всю жизнь.
Вспоминается афиша группы Rolling Stones, которая появилась в Москве в конце 90-х, где сквозь молодежно-джинсовый имидж глядят морщинистые лица заигравшихся, потерявших чувство времени стариков.
В современной атмосфере инфантилизма нет смысла искусственно растягивать переходный возраст. До каких пор позволено быть молодыми, молодежью, которая бунтует, ищет, плюётся, и надо ещё понять её, подступиться? И чего захотят и потребуют от Православной Церкви те, кто в огромном большинстве своём роком не увлечены и посещают иные "тусовки"? Как бы не оттолкнуть и это племя… Но это не племя африканских каннибалов. Это наследники цивилизации и родители тех, кто доживёт, быть может, до Конца Времен, до Антихриста. И почему их не удостоить, как и всех прежних христиан, борьбы с грехом, подлинного обращения ко Христу? За что этим ребятам на пороге Церкви предлагают преждевременную инвалидность? Стоит ли культивировать в них атавизмы западных беби-буммеров 1960-х?
По замыслу новых миссионеров, молодежь либо пойдет в Церковь благодаря "самоотверженности" симпатизирующих року священников, либо не пойдет благодаря "занудному фарисейству" любителей Моцарта и Чайковского. Но в первом случае велика опасность получить "липовое" православие в обнимку с "любимыми группами", от чего да избавит Господь Церковь Свою! Второй вариант оставляет надежду.
"Уважаемый отец Сергий! Я искренне рад, что в РПЦ появился священник, который, наконец-то, трезво оценил то, что именуется коротким словом Рок. Я счастлив, что среди служителей культа есть человек, который так же, как и я, на досуге ставит на "вертушку" хиппов, зеппелинов, слэйдов... Сам этот факт заставил меня, сорокалетнего, на многие вещи посмотреть под иным углом зрения. Дай Бог Вам здоровья!"
Пятнадцать лет существования "крепкой приходской общины" в земном времени - это не результат, а процесс. И то, что тот или другой "стал задавать серьёзные вопросы", "имеет духовника", или "община существует и ведет весьма активную деятельность" и "все очень разные" – это не результат, а лишь "течение жития", которое трудно оценить, так как период созревания плодов - это еще не сами плоды.
Но если человек, благодаря чьей-то миссии, перестал грех считать грехом, так, как интуитивно считал раньше, и утвердился в этом, то в конце пути, у врат смерти, где не действуют моральные льготы игумена Сергия, он может, как имеющий фальшивый пропуск, не пройти через КПП, что станет неотменимым результатом его единственной жизни.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"