Достойное по делам своим приемлем

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией — об исцелении дочери хананеянки, язычницы. В этом Евангелии поражает нас тайна Креста, любовь, которую имеет Господь к Своему творению: как бы оно ни пало, ни заблудилось, в какой бы тьме греха ни находился человек, Господь не оставляет его.

Хананеянка неотступно следует за Господом, а ученики говорят: «Отпусти ее, потому что вопиет вслед нас». И Господь говорит, что Он пришел спасти детей Божиих — тех, которые веруют в истинного Бога, а не тех, которые поклоняются идолам, живут в нечестии и не хотят покаяться. Апостолы умоляют, чтобы Он умилосердился над этой женщиной, отпустил ее, не потому что они имеют к ней такую любовь, а потому что, наоборот, им хочется, чтобы она поскорее отстала от них, не досаждала им. Господь не заступается за эту женщину, не отвечает ни на их, ни на ее молитвы. Он хочет, чтобы они лучше поняли, что происходит.

Он ведет эту женщину от одного разумения к другому, еще большему. И она уже не просто Сыном Давидовым называет Христа, как все, а обращается к Нему «Господи»: «Господи, и псы питаются крупицами, падающими от трапезы своих господ!» Она уничижена, она до конца исполнена смирения, она понимает вещи в истинном свете. Это ее смирение, принятие своего креста, подобно смирению разбойника благоразумного, говорящего: «Достойное по делам своим принимаю», делает ее способной к принятию дара Божия: «О, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелела дочь ее в тот час».

Эту притчу мы не можем не связывать с тем, что делается сегодня с нашей страной, пребывающей в грехах заблуждения, чьи дщери и сыновья беснуются. И нет исцеления от Господа, и не будет его. Господь будет посылать все новые скорби, пока мы не осознаем смысл этих скорбей. Господь хочет вырвать весь народ — и Церковь в том числе — из состояния теплохладности, уныния, самоуверенности и нераскаянности, в которых мы пребываем, чтобы все смирились под крепкую руку Божию, принесли покаяние Господу, стали искать Его как своего любящего Отца и Промыслителя, все заботливо устрояющего в их жизни. И тогда Он умилосердится над нами, и Своей силой — всемогущей, крестной, пасхальной, всепобеждающей силой — сотворит то, о чем провозвещают святые отцы. Без этого надеяться не на что.

Он Сына Своего Единородного отдал на Крестные муки нашего ради спасения, ради спасения беснующихся чад хананейских. Надо только чтобы крест, который Он нам дает, оказался принятым крестом, через который бы мы вдруг начали прозревать и тайну Его Креста. Поэтому будем молиться, чтобы услышать нам слово Господне, понять смысл всех грозных событий — революций, войн, новых потрясений, в которых Бог непрестанно являет нам Себя, — чтобы перестали люди говорить горделиво, что они прекрасно проживут и без Бога, все устроят, как им надо, и будут наслаждаться жизнью. Господь дает возможность насладиться только своим отступничеством — предает отступивших от Него во власть человеконенавистника. Пока не будет у нас понимания того, что потеряла Россия, как она отступила от Христа, от Креста Его, никаких перемен к лучшему не будет.

Мы хотим, чтобы сейчас все переменилось. Кажется, что страна, обворованная иностранными и отечественными ворами, начинает наконец осознавать необходимость самообороны. Но не даст Бог помощи, не заступятся за нас святые, мученики, ставшие на защиту Веры и Отечества, если не научимся мы Христовой любви, если будем равнодушными к тому злу, которое совершается сегодня вокруг нас. Господь показывает: в той степени, в какой мы равнодушны к судьбам других людей, Он тоже будет как бы равнодушен к нам, оставляя нас. Крест — это прежде всего ответственность, осознание того, что если мы являемся свидетелями происходящего, то значит мы и ответственны за это.

Протоиерей Александр Шаргунов

5 октября 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *