Сердце нищего не печалится
Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
Эта история касается нас всех каждый день. И особенно, когда мы серьезно молимся, желая предать себя любви Бога и Отца, благодати единого с Ним Сына и кротости Духа Святого. Как и этому богатому юноше, Христос предлагает вечную радость, ту, которую открывает и содержит все Евангелие, — первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом». Или, иначе говоря, блаженны те, кто имеет одно сердце и одну душу даром Духа Святого, ибо их — это сказано в настоящем времени — есть Царство Небесное.
Постараемся, прежде всего, воспринять вопрос этого богатого юноши как наш собственный: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Вот то, чего он не знал, и то, что мы должны знать, находясь в Церкви Христовой: есть только один Наследник этого Царства — Иисус Христос, Сын Божий, Тот, Кто один благ. Он — Наследник жизни, источником которой является Отец Небесный, а сокровищем — Дух Святой. Чтобы жить этим общением любви, Царством Небесным, надо веровать, что мы усыновлены нашим Отцом в Его Единородном Сыне, и потому мы — сонаследники Христу (Рим. 8, 17). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит на Тайной Вечери Христос (Ин. 14, 20).
Как этот юноша, но с еще большей настойчивостью, мы вопрошаем: «Что мне делать?» И Господь отвечает, напоминая нам известные заповеди. Да, закон необходим, но он только детоводитель, ведущий ко Христу (ср. Гал. 3, 23—25). Закон не дает жизнь. А этой жизни нам как раз и недостает: не чего-то, а Кого-то — Христа. Это Христос — дверь, тесные врата, это Он — путь, Наследник. Вот почему Он добавляет: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною». Это Он, Возлюбленный Сын, первым совлекся всего, чтобы дать Себя нам. Он подлинно нищий, каким никто никогда не будет. Он предает Себя нам, чтобы стать нашей жизнью.
В Нем мы можем увидеть, что эта нищета не заключается в том, чтобы ничего не иметь, а в том, чтобы все, что имеешь, раздать, разделить с другими. Мы знаем, что охотнее всего делятся с другими те, кто является самым нищим. Быть нищим — это постоянное состояние сердца, добродетель, обретающая смысл в Христовой любви. Таким образом, речь идет уже не о законе, а о любви. Вот почему Спаситель говорит: «Приходи, следуй за Мною». Если мы узнаем нищету Его сердца, она перейдет в нас.
Почему же опечалился юноша? Потому что он воспринял зов Христов как еще один закон, в то время как речь идет о любви. Любовь Христова — дар, и нищета — тоже. Но он «очень богат», он рассчитывает на свои способности, он отказывается признать себя слабым, ни за что не хочет лишиться обретенной им безопасности. Эта печаль богатых присутствует в нашем унынии, наших тревогах и нашей неверности, потому что «невозможно человеку» пройти тесными вратами. А сердце нищего не печалится. Такой человек радуется, что не может сам любить, как Христос заповедует ему. «Ибо без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 5), но «все могу, — свидетельствует апостол, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Только Дух Святой может совершить невозможное с нами. Будем просить Его у Отца нищих — Духа любви и истины, чтобы мы не примирялись с тем, что не можем достигнуть собственными силами недостающего нам, но открывались подаваемой Господом надежде. Все возможно, если сердце у нас нищее — настолько, что мы можем надеяться сверх надежды. Одним и тем же словом обозначено в Евангелии «умалиться» и «быть нищим». Обратите внимание, перед самым вопросом богатого юноши Христос сказал: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18, 17).
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий