Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

Соблазн утонченной самости

священник Стефан Красовицкий

"Вестник РСХД" № 3, 1970 г.

 

В Вестнике РСХД опубликована большая статья о Розанове. На примере этого писателя можно скорее изучать психологию антихристианства, чем учиться христианству. Credo Розанова, которое он высказывал сам, это "что бы я ни делал — все хорошо потому, что это делаю я. Сегодня мне хочется богохульствовать — хорошо, так как это я. Завтра мне хочется "быть христианином" — хорошо, потому что это я". То есть его самость могла принимать какие угодно формы, в том числе и христианские формы. Поэтому Розанов мог многократно отказываться то от того, то от другого, и он никогда (насколько, по крайней мере, это известно) не отказался и не покаялся в своем основном самостном Credo, то есть никогда не стал христианином. То, что он высказывал якобы христианские мысли, только проясняет нам, что слова зачастую ограничены в своей возможности выразить истину. Возможно, что ко времени антихриста человеку, желающему выразить истину словами, трудно будет это сделать, так как он будет вынужден для выражения истины употребить те же слова, что другой для выражения лжи.

Создается впечатление, что те, кто пишет подобные статьи в журнале ошибочно полагают, что сущность Христианства заключается в высказывании "христианских мыслей", в то время как Христианство есть подчинение Богу, а не своей самости, как это делал Розанов, то есть он никогда не высказывал христианских мыслей.

Поэтому его враждебные Христианству высказывания менее опасны, чем якобы христианские, так как не вводят, по крайней мере, в заблуждение. Лучше его нехристианские статьи, чем "христианские". Христианин может только радоваться, что такая опасность, как Розанов, несколько удалена от нас, так как для христианина важно его духовное развитие и он удаляет то, что ему мешает, а не коллекционирует "интересных мыслителей". То есть он заботится о том, чтобы с его пути было устранено как можно большее количество препятствий, а не о том, что государство запрещает или не запрещает печатать каких-либо сомнительных философов. Случай с Розановым только один из примеров того, что журналу грозит опасность взять поверхностное и в сущности нехристианское направление скорее пропаганды интересной "культурной" жизни, приправленной "для полноты" религией, чем жизни всецело по Воле Божией среди стихий мира сего. Такая пропаганда журнала может привлечь и привлекает уже в Церковь людей ищущих в религии этой особенно утонченной жизни, то есть людей, которые принимают утонченность своей самости за духовную жизнь (в то время, как вера есть отказ от самости).

Деятельность этих людей, в сущности нехристиан в Церкви (то есть по существу Церкви не принадлежащих) будет создавать и уже создает у нас такие затруднения для Церкви, какие никогда не могут быть созданы никакими внешними условиями, например, революциями, преследованиями и пр.

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru