«Видел сатану, спадшего с неба, как молнию»

Слово на собор Архистратига Михаила

Видел сатану, спадшего с неба, как молниюМы слышим в этот день за литургией в Евангелии: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Все заключается в одной этой тайне. Господь дал Церкви всю Свою власть и силу. Но радость в том, что имена наши написаны на небесах. Господь предупреждает, чтобы мы не приписывали себе те победы, которые совершает Церковь с самого начала своего существования. Чтобы мы помнили, что величайшая слава человека заключается не в том, что он может сделать, какое бы великое дело ни сделал он здесь на земле, а в том, что Бог делает для человека. Никто не может сам написать свое имя на небесах, только Бог написал имена ангелов и наши имена по Своему непостижимому дару. И Он может стереть эти имена, как стер Он имя прегордого денницы. Только смиренным дается благодать, только их имена пишутся на небесах. А имена гордых стираются.

То, что делают ученики Христовы, — для них пусть очень важное, но отдельное дело, а Христос видит в нем часть победы всемирного значения. Каким бы ни было наше поражение, мы не должны терять радости, вдохновенного видения смысла жизни, которое принадлежит Церкви по дару Христа — Победителя ада и смерти.

Сегодня святая Церковь укрепляет и вдохновляет нас видением того, какого участия мы сподобляемся в победе Божией. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, — говорит она нам вместе с Господом, — ибо многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Церковь призывает нас радоваться той великой победе, которую одержал Господь и которой в полноте причастны все воинства Небесные, — спасение всего Божия творения от власти диавола.

Сейчас мы часто слышим о христианстве «малых дел» — нас призывают исполнять свое послушание, хранить личное благочестие и не обращать внимания на то, что совершается в мире. Но как можем мы воспринять подвиг святых царственных мучеников, всех новых мучеников и исповедников Российских, не видя, в каком противостоянии всемирному злу совершилась их победа? Как можем мы соединить подвиг нового мученика Евгения Родионова или священномучеников иеромонаха Нестора, иеромонаха Григория, иеромонаха Василия, иерея Даниила, священников Новороссии и других убиенных священников с сегодняшним противостоянием Церкви сатанинскому растлению? Если мы не видим всей картины сражения, которое ведет Церковь, мы не видим полноту победы, которую одержал для нее Господь. Это значит, что мы неминуемо терпим поражение.

Но существует и другая опасность, когда мы забираем слишком высоко, как бы отрываемся уже от земли — но не достигаем неба. Теряя при этом и небо, и землю. Торжественное празднование нами церковных побед становится таким, как будто они к нам лично не имеют никакого отношения. Недостаточно обличать апокалиптическое зло в сегодняшнем в мире, не противостоя ему прежде всего личным благочестием.

Этим праздником Церковь соединяет небо и землю. Она свидетельствует, что когда мы добросовестно делаем наше земное дело, помня, что Господь и ангелы-хранители присутствуют с нами, — мы видим сатану, как молнию с небес упавшего.

Когда воины наши (о которых мы сугубо вспоминаем сегодня, потому что небесное воинство особым покровом защищает воинство земное) защищают свое Отечество, помня о высшем значении христианского и гражданского долга, — мы видим сатану, как молнию с небес упавшего.
Когда тело наше сокрушено мучительной болезнью, а дух с крепким воплем обращается ко Господу — мы видим сатану, как молнию с небес упавшего.

Когда мы противостоим греховному искушению, побеждая его благодатью Божией, и когда враг одолевает нас грехом, а мы с глубоким покаянием бросаемся ко Господу — мы видим сатану, как молнию с небес упавшего.

В течение всей земной истории совершается суд Божий над сатаной. Здесь на земле нам дано увидеть чудо победы Креста Христова, новую жизнь — то небо, которое открывает для нас Христос Своим Воскресением. И узнать, что как бы ни бесчинствовало зло, у Господа — вся власть на небе и на земле.

Сегодня Церковь напоминает нам, что происходит в мире, и к чему мы приближаемся. Как говорит апостол Павел, все творение Божие — в муках рождения, в ожидании славы сынов Божиих. Это значит не только разумное творение — ангелы и люди, — но и поля, реки, цветы, птицы и звери находятся в ожидании, когда Бог и человек снова встретятся в раю, и все творение Божие будет утешено этой победой. Что бы ни происходило, Христос посреди нас и есть, и будет. Ангелы Божии посреди нас и есть и будут. Тайна раскроется, и мы увидим лицом к лицу всех наших любимых, всех ангелов и Самого Господа. А до этого надлежит нам силой Божией совершать то дело, которое Он уже совершил, и которое совершает теперь вместе с нами.

Господь не говорит, чтобы мы не радовались малым победам, и тем более не говорит, чтобы мы не радовались, что бесы нам повинуются, — если действительно они нам повинуются, а не мы им. Но Он хочет, чтобы радость наша имела большее измерение, чтобы мы понимали, что победа Божия, одержанная ради нас, охватывает все. И люди, имена которых написаны на небесах, должны совершать ту же самую битву, которую совершают ангелы Божии против древнего дракона, увлекшего своим хвостом третью часть звезд, как говорит Апокалипсис. И который, хотя смертельно ранен Крестом Христовым, продолжает еще в агонии бить хвостом, и поражает слишком многих.

Таким должно быть у нас видение всего совершающегося в мире. И как бы мы ни были немощны, мы должны, подобно ангелам, участвовать в этом сражении. Но разве мы ангелы? Нет, мы не ангелы, и никогда не будем ангелами. Даже на небесах никто не будет подобен Архистратигу Божию Михаилу. Но в то же время мы уже сейчас ангелы, потому что на библейском языке слово «ангел» означает «посланный». И служение, которое имеет разумное творение Божие на земле и на небе, есть служение посланничества. Мы те, кого Бог послал в мир свидетельствовать о самой главной тайне жизни, которая открывается нам по мере верности этой тайне, — о том, что все творение создано ради Бога, чтобы участвовать в Его радости. Через нас, говорит апостол, Бог взывает ко всему миру. Он поручает нам наше отечество и всю нашу землю, чтобы мы заботились о каждом человеке, о всем, что происходит здесь на земле. И Он говорит нам, что благодатью Христовой мы можем одержать победу, какое бы дело ни было поручено нам, и эта победа всегда будет нашей личной и всем принадлежащей победой.

Протоиерей Александр Шаргунов

21 ноября 2014 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *