«Воззрят Нань, Егоже прободоша»

29 октября — память Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

память Лонгина сотника, иже при Кресте ГосподниСвятой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Как сообщает нам его житие, во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал: «Воистину — это Сын Божий» (Мф. 27, 54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз).

После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника.

Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев. Христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина. Бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Что произошло с Лонгином сотником, и какое отношение это имеет к нам? Да будет дано всем нам его молитвами прозрение, чтобы мы увидели, каждый из нас, как исполняется над нами слово Писания: «воззрят Нань, Егоже прободоша»: Христос на Кресте — это вы и это я, это миллиарды людей, созданных по образу Божию. Но как все искажены по подобию, как слепы к главным тайнам жизни! Христос несет на Себе всякий грех, всякую смерть, всякое страдание каждого человека, приходящего в мир. Но оттого что все наши беды стали Его бедами, в час Креста раз и навсегда все повернулось к жизни: во всяком страдании, каким бы оно ни было, мы можем видеть Его. Оттого что «Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Эта вера в Его любовь, в Его животворящее присутствие среди наших страданий и смерти и есть то прозрение, которого сподобился Лонгин сотник у Креста Господня прежде просвещения Духом Святым в Пятидесятницу. Сила Христова Воскресения становится нашей, потому что Он взял на Себя немощи наши.

Мы поем среди Пасхи за каждой воскресной всенощной: «Се бо прииде радость всему миру». Не потому что страдание это благо и всякая смерть — благо. Но потому что, взяв на Себя наше страдания и всю смерть, Христос избавляет нас от них. Нашу радость никто и ничто не может отнять, если мы едины с Ним — даже до смерти, как Лонгин сотник, как все святые, для которых смерть по дару Христа — приобретение. Его любовь, воскрешающая нас, — сокровенная красота Креста, как поем мы — красота Церкви. В тот самый час, когда смерть торжествует, она оказывается побежденной. Когда ненависть, кажется, заполняет все, и нас предают смерти, любовь Христова касается наших сокровенных глубин, и мы видим, что свет во тьме светит, и тьма не может его объять.

К святому мученику Лонгину прибегают за помощью при болезнях глаз. Но мы должны молиться ему прежде всего, чтобы мудрость и сила Христова проникла в нас и просветила нас. Когда мы страдаем, каким бы ни было наше страдание, особенно страдание о наших грехах (которые так часто оставляют нас бесчувственными, но заставляют страдать других), да будет дано нам видеть, что Христос рядом. Он пригвожден к нашему страданию, к страданию других, к нашему греху. Как мы воспринимаем это?

Будем всегда умолять Господа о видении главного. Когда Христос говорит, что Он будет вознесен на Крест, Он поистине влеком Отчей любовью. На Кресте Сын Божий дает нам жизнь Отца, потому что Он приобщился нашей смерти в предельной глубине нас самих, и приводит нас к жизни. В этом смысле Крест — в Превечной тайне Пресвятой Троицы. Он — чудо любви, побеждающей смерть. Кажется, легко так говорить, и совершать воспоминание об этом за богослужением. Важно этим жить — просто, смиренно, в молчании, в предании себя во всем крестному пути, дарованном Им, пока мы не прозреем до конца, и не увидим Его лицом к лицу, как сказал апостол Иоанн Богослов, подобно Лонгину сотнику обретшему полноту зрения у Креста Христова.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: