Среди всех бурь — воскресший Христос

Слово в субботу Светлой седмицы

Воскресение Христово - Сошествие во ад. XIV в. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникКакой покой и радость заполняют Церковь на Светлой седмице! И какой — еще более ощутимый, чем прежде, — контраст с тем, что происходит в мире. Возьмите, например, встречу воскресшего Христа с апостолами на берегу Тивериадского озера. Она не только утешает нас торжеством неотъемлемой навеки победы. Она напоминает о другом евангельском событии на этом же озере.

Мы имеем в виду повествование об утишении бури. Когда мы читаем это Евангелие, мы думаем не только о том, что пережили тогда апостолы. Мы думаем также и прежде всего о том, что Церкви предстояло пережить в течение истории. Пребывание верующих со Христом не было всегда покоем. Далеко не так! Встречи с бурями были постоянно. Они происходили внутри и вовне христианских общин. Внутри трудности нередко возникали между людьми, которые пришли в Церковь из разной среды, имели различные дарования, а самое главное — различную глубину любви и верности Господу, и потому неодинаково понимали заветы, оставленные Им. Так образовывались группы или даже объединения, противостоящие друг другу. Бури вовне были связаны с проповедью Благой Вести, которая вызывала порой явное противостояние. Многие восставали на христиан. Преследования, гонения, за которыми могла следовать мученическая смерть, были с самого начала христианства. А что пережила наша Русская Православная Церковь в минувшем двадцатом веке!

Размышляя о плавании учеников с Господом по Тивериадскому озеру и о том, что оно прообразовало, мы должны помнить, что воскресший Христос присутствует в самом центре всех наших бурь. Сегодня положение Церкви как будто отличается от того, что было в первом или в двадцатом веке. Хотя время от времени Господь напоминает, что прошлое может вернуться, и с еще большей силой. Ибо волны зла в окружающем нас мире вздымаются все грозней. Но в целом, кажется, никто, исповедуя свою веру, не рискует жизнью. Нет сегодня тех бурь, которые Церковь пережила в древности и в недавние времена. Однако в мире, где зло становится все более наступательным, требуется не меньшее мужество, чем тогда, — в хранении чистоты нашей веры и в следовании жизни по вере. И нам известны другие бури, которым тоже трудно противостоять: личные бури, когда враг пытается поколебать наши самые драгоценные отношения друг с другом, бури, угрожающие единству супругов или их взаимопониманию с детьми, бури на работе, делающие жизнь невыносимой, бури внутри прихода, в которые мы оказываемся глубоко вовлечены. Не говоря уже о бесчисленных бурях всякого рода, которые в последнее время постоянно сотрясают нашу Церковь. Поистине, как внутри, так и вовне нет недостатка в бурях.

Но какие бы ни были бури, мы никогда не бываем оставлены одни. Воскресший Христос присутствует среди нас. Он исполняет обещание быть с нами «во все дни до скончания века», и одного желает: чтобы бури, через которые мы проходим, не потопили нас, а послужили нашему духовному возрастанию.

Но вот здесь у кого-то как буря проносится в мыслях вопрос: если Христос — в самом центре наших бурь, почему Он спит? Почему Он безмолвствует? Почему не проснется и не возвысит Свой голос, чтобы ветер стих и успокоились волны, как Он это сделал на озере Тивериадском? Разве Он, воскресший из мертвых, не всемогущ? Разве не повелевает Он уже ветрам и морю? Мы должны понять, что сила, которую Господь являет в евангельском повествовании о буре, имеет прежде всего пророческий смысл. Это возвещение о конечной победе Христа над злом и над силами смерти, действующими в нас и в мире. Господь утишает ветер и волны на озере Тивериадском, но это не означает, что Он будет каждое мгновение вмешиваться в нашу жизнь, чтобы чудесно утишить бури, угрожающие нам и пугающие нас. Но Он уверяет нас в Своем близком присутствии, призывая нас никогда не терять доверия Ему и твердо держаться курса в нашем плавании в направлении к другому берегу, где Он хочет, чтобы мы высадились с Ним.

Какие бури предстоит нам встретить завтра? Послезавтра? Никто не может сказать. Единственное, что мы можем сказать, — Христос будет с нами молчаливо и непоколебимо верно. Когда порой касается Он нас Своей сугубой благодатью, это не значит, что теперь мы будем ощущать эту благодать всегда. Но это значит, что нам дается узнать о Его неотступном присутствии с нами. Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же. Он все совершает и все совершит до конца в полноте для нас — только бы мы научились, что бы с нами ни происходило, приносить Ему нашей жизнью за все благодарение.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.